Меню сайта        
Меню сайта

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОШКИ.

Древние кошачьи.

Животное семейства Miacidae, чей скелет был найден в местечке Мессель (Германия), обитало в эпоху эоцена, то есть около 45 млн. лет назад. Длина его равнялась 24 см без хвоста.
Национальный музей естествознания, Париж.

Череп смилодона. Скелет найден на ранчо Ла-Брея, штат Калифорния, США. Находке ни много ни мало миллион лет.
Национальный музей естествознания, Париж.

Челюсти гиенодона из отряда креодонтов. Останки хищника, жившего 35 млн. лет назад (нижний олигоцен). Нашли их в местечке Ронзон в департаменте Верхняя Луара, Франция.
Национальный музей естествознания, Париж.

       Креодонты - древние хищные животные с массивным телом и короткими конечностями, с довольно большим по сравнению с туловищем размером головы, особенно челюстей. Стенки полости среднего уха еще не окостенели. Мозг невелик, полушария почти гладкие. Имелись хорошо развитые обонятельные центры. Прекрасно сохранившиеся зубы свидетельствуют о том, что их обладатель принадлежал к хищникам. Наиболее примитивные животные этого отряда составляют группу прокреодонтов, живших на заре кайнозойской эры в северной Америке и Европе и, судя по зубам, скорее всего питавшихся насекомыми. Эукреодонты - следующий этап развития. Они уже больше напоминают современных платоядных животных. Соответствующим образом менялся и вид зубов. В эпоху олигоцена на смену эукреодонтам приходят животные отряда хищных - Carnivora.
       Отряд хищных. Сухопутные хищники. Стенки полости среднего уха окостеневают, костная перемычка между глазницей и височной впадиной обычно отсутствует, большие пальцы передних и задних конечностей развиты слабо или их вовсе нет. Некоторые виды всеядны. Самостоятельная жизнь у молодых особей начиналась поздно.
       Семейство кошачьих. Венец специализации хищников. Пальцы лап заканчиваются втяжными когтями. Зрачки вертикально вытянутые.
       В эпоху олигоцена отчетливо прослеживается тенденция к размежеванию двух линий развития животных семейства кошачьих. С одной стороны - Eusmilus, обитавшее в третичный период на территории Евразии и Северной Америки. Мы знаем о нем лишь то, что по размеру оно напоминало нынешнюю пуму. Что на верхней челюсти имелось два огромных саблевидных клыка. И что, по всей видимости, животное было небыстрым.
       С другой стороны - менее крупные, зато более гибкие и ловкие, челюсти которых напоминают те, что мы видим сегодня у представителей семейства кошачьих (Proailurus). Удивительный представитель саблезубых - Смилодон (Smilodon) - появился в Америке. Саблевидные клыки достигают длины 18 см. Смилодон, внешним видом напоминавший тигра, имел короткие лапы и небольшой хвост. Это ближайший к нам по времени род саблезубого хищника семейства кошачьих, и самым древним первобытным людям Северной Америки наверняка приходилось иметь с ним дело. На ранчо Ла-Брея, в залежах природных битумов, археологи обнаружили сотни смилодонов, очевидно, некогда увязнувших в этих местах во время охоты на мамонтов. Тем временем все большее распространение получали мелкие хищники семейства кошачьих, легко приспосабливавшиеся к самым различным типам местности, где им доводилось обитать: пустыням, степям, лесам и болотам.
       В конце миоцена в Европе водилось животное, очень близкое к современным диким кошкам - Felis zitteli, а плейстоцене, в нижнем отделе четвертичного периода уже практически установился современный состав кошачьих, в то время как их специализированные собратья - саблезубые тигры, такие как смилодоны и махайроды - исчезли с лица Земли.
       Итак, современные дикие кошки появились в четвертичный период. Скорее всего, обитавшая в начале плейстоцена (то есть 1,8 млн. лет назад) дикая кошка Мартелли (Felis lunensis) должна рассматриваться в качестве одного из древнейших прямых родственников нынешней домашней кошки. Вслед за ней в конце ледникового периода сформировался новый вид - Felis silvestris, быстро распространившийся по всей Европе, Азии и Африке. Выделяются три основных его подвида: европейская дикая кошка, или лесная (Felis silvestris silvestris), северо-африканская дикая, или ливийская кошка (Felis silvestris libyca), и азиатская, или индийская степная (Felis silvestris ornata). По мнению ряда специалистов, отчетливое разграничение между европейскими и африканскими дикими кошками произошло примерно 20 тыс. лет назад.
Происхождение хищных млекопитающих семейства кошачьих.

Происхождение домашней кошки. Кошка в Египте.

       Домашняя кошка (Felis catus) принадлежит к семейству кошачьих (Felidae). Учёные до сих пор не пришли к единому мнению о её происхождении. Большинство полагают, что её предок - северо-африканский подвид дикой степной кошки (Felis lybica или Felis silvestris lybica). Эта кошка (её называют также ливийской, нубийской или буланой) обитает почти по всей Африке, а также в Западной Азии. Длина тела животного составляет около 50 см, а хвоста — 25 см. Мех у него пышный, бледно-жёлтого или желтовато-серого цвета, на спине рыжеватый, а на брюхе — белый. На голове — несколько узких продольных тёмных полос, а тело, лапы и хвост украшены поперечными полосами. Степная кошка часто живёт пососедству с человеком, но, как и большинство представителей семейства кошачьих, приручению не поддаётся.
       Эти маленькие гибкие животные по окрасу очень напоминают современных пятнисто-полосатых кошек окраса тэбби. Многие древние кошачьи черепа, найденные в Египте на кладбище кошек, похожи на черепа Felis lybica, но их маленький размер больше напоминает черепа камышового кота Felis chaus. Скорее всего, жители Древнего Египта приручили кошек обоих видов, но африканская дикая кошка была намного популярнее и, вероятнее, лучше привыкала к человеку.
       Египет был одной из основных сельскохозяйственных стран Древнего мира. Зерно, собранное в урожайные годы, хранили в огромных амбарах на случай неурожая. Борясь с грызунами, кошки вносили важный вклад в экономику страны. Древние египтяне почитали кошку и как родственника льва. Большим уважением с 1785 по 1557 г. до н.э., то есть в переходгый период между Средним и Новым Царством, пользовалась богиня Баст (ее называли также Бастет), которую сначала изображали с головой львицы, позже - с головой кошки. Баст была богиней любви и Луны. Кошка символизировала любовь - как очень плодовитое животное и Луну - из-за изменения формы зрачков глаз; увеличиваясь и уменьшаясь, они напоминали смену фаз лунного цикла.
       Главным местом ее почитания становится город Бубастис, которому со временем, в период правления в нем ливийских царей, предстояло стать столицей государства. А в Саккаре в ее честь был даже воздвигнут храм - Бубастейон. Повсюду разводятся священные кошки, столь необходимые при проведении ежегодных празднеств. Их вскармливают в смоченном в молоке хлебом и рыбой и время от времени выставляют в корзинах на всеобщее обозрение, чтобы предоставить людям возможность преподнести им свои дары.
       Ежегодно на второй месяц после разлива Нила в честь Баст, считавшейся богиней плодородия и защитницей урожая, проводились пышные торжества - бубастиды. Двери священного храма открывались для всех желающих. Мужчины и женщины двигались вдоль берега по течению великой реки с веселыми песнями, играя на музыкальных инструментах. Кульминацией праздника становился вынос изображения богини из храма, сопровождавшийся величественной процессией.
        Египетские статуэтки богини Баст отражают ее связь с плодородием и наслаждением. Найдено несколько фигурок, где богиня изображена как стоящая женщина с головой кошки, держащая в одной руке музыкальный инструмент - систр, а в другой - маленький щит-амулет. Систр - это не только погремушка, но и символ соединения мужского и женского начал. Роль богини подчеркивают и сидящие у ее ног котята - обычно их пять. В те времена многие женщины носили амулеты, изображающие Баст и ее кошачье семейство.
       В Египте кошек называли мау - возможно, от их «мяу», но это слово имеет и значение «видеть». Египтяне верили, что немигающий взгляд позволяет кошкам видеть правду и предсказывать будущее. Баст иногда называли богиней Истины, ее призывали во время церемонии мумифицирования, чтобы обеспечить покойному загробную жизнь.
       В жизни древних египтян кошки играли настолько сложную и важную роль, что их высоко ценили, а иногда им даже молились. Когда домашняя любимица умирала, вся семья предавалась скорби: согласно обычаю всем членам семьи надлежало в знак горя сбривать брови, а тело зверька бальзамировали и помещали в священный саркофаг. В Египте найдены тысячи мумий кошек, причем некоторые из них настолько хорошо сохранились, что их изучение стало вкладом в наши знания о самых древних домашних животных.
       Недавно ученые решили исследовать бальзамированных древних кошек с помощью рентгеновских лучей, и их ожидало любопытное открытие: оказалось, что большинство животных умерли в самом раннем возрасте, от 2 до 4 месяцев, или в немного более позднем, от 9 до 17 месяцев. Затем выяснился следующий факт, красноречиво свидетельствующий о жестокости нравов, царивших в те далекие времена среди египтян: на шее погребенных животных виднелись отчетливые следы удушения, иными словами, прежде чем подвергнуть котят бальзамированию, чтобы потом с почестями похоронить, их умерщвляли.
       О поклонении кошке египтян неоднократно писали греческие авторы. Диодор Сицилийский оставил рассказ об исключительной любви египтян к кошкам. В сложные для Египта времена, когда над страной нависла угроза вторжения римских завоевателей, фараон Птолемей XII Авлет, отец Клеопатры, оказался не в силах спасти римлянина, случайно убившего кошку, от самосуда своих разгневанных подданных. Насильственная смерть священного животного каралась столь строго, что даже сам фараон был не властен обойти закон.
       Слепое поклонение, как известно, чревато плачевными последствиями. И в VI веке до н.э., согласно историку Птолемею, кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II.
       Нападавшие прибегли к хитрости - первая шеренга наступавших воинов держала в руках кошек, после чего египтяне немедленно сдались, так как не могли допустить, чтобы пострадали их священные животные.
       Как ревниво не оберегали египтяне своих священных животных, грекам - благо культурные и торговые связи двух государств успешно развивались - удалось все-таки выкрасть в Луксоре и в Фивах несколько кошек, потомки которых и попали в дальнейшем в Европу. Согласно легенде именно кошка стала причиной затяжного противостояния Рима и Египта. В 47 г. до н.э., когда войска Цезаря стояли на берегу Нила, один из римских воинов убил кошку, за что был подвергнут самосуду жителями Александрии, восставшими против завоевателей. Вспыхнувший в результате инцидента военный конфликт продолжался до смерти Марка Антония и Клеопатры. Египет в конце концов попал под власть Рима, а кошка была изгнана из пантеона местных богов.
       Римляне, как свидетельствует Плиний Старший в своей «Естественной истории», ценили кошку не только за охотничьи качества, но и за красоту ее внешнего вида (что подтверждают дошедшие до нас многочисленные фрески и мозаики), а также за независимость нрава (неслучайно она служила в те времена своеобразным символом свободы).
       Римские переселенцы распространили культ богини Баст (иногда перекликающийся с культом богини Дианы) по территории Европы, что повлекло за собой возникновение немалого количества суеверий, связанных с этим животным.
       Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты - систры - с изображением кошек (местные археологические находки датируются скорее всего I веком до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гасседже, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек. Все это говорит о широком распространении этого домашнего животного в древней Европе.
       Есть и другая версия, по которой все кошки, в том числе и наши домашние, произошли от общего предка - похожего на горностая животного под названием Miacis (Miacidae), жившего около 40 миллионов лет назад. Это животное неплохо лазило по деревьям, имело длинное тело и короткие конечности. Эти жители древних лесов Америки и Евразии, которые напоминали современных генетт, вымерли по окончании эпохи эоцена, успев, однако, оставить после себя несколько родственных семейств: Canidae (волки и собаки), Mustelidae (хорьки, куницы ...), Ursidae (медведи) и Procyonidae (еноты ...). Другая ветвь Miacidae дала семейства Viverridae (виверровые и мангустовые), затем Felidae (кошачьи), а позднее - Hyaenidae (гиеновые).
       Похожа на кошек и мадагаскарская фосса, животное семейства виверровых. Весит этот самый крупный исконный хищный зверь острова около 10 кг.

Солнечная кошка Египта.

       Солнечный аспект образа Баст обусловлен родственными связями богини. Она дочь бога солнца Ра и является, наряду со своей сестрой Сехмет, его всевидящим оком. Богиня-кошка ассоциировалась, таким образом, в сознании древних египтян с солнечным диском: Солнце - огненно-рыжая кошка, бегущая по небу; но суть образа в другом: именно охотничье дарование маленькой хищницы, в том числе и ее умение сражаться со змеями, позволяет дневному светилу царить над Вселенной. Побеждая раз за разом огромного змея Апопа, олицетворяющего мрак и хаос, она освобождает Солнце из плена ночи, дышащей могильным хладом. Среди рисунков «Книги мертвых» есть и изображение кота, готового снести голову Апопу, если тот осмелится подойти к нему. Вот и получается, что только благодаря бдительности и отваге кошки на мир ежедневно изливается живительный сонечный свет.
       Египтяне считали кошку ночным стражником, чья смелость спасает человечество от прихода власти тьмы. Она исправно несет свою охранную службу в сумеречном краю, следя за тем, чтобы солнечная ладья беспрепятственно преодолевала царство мертвых, над которым правит богиня Аментет. Каждую ночь повторяется драматическое столкновение сил света и тьмы. Светозарный Ра плывет по лазури небесного Нила, пересекая за 12 светлых часов 12 областей Египта. К шести часам вечера сморенный за день бог засыпает, и как раз в это время его ладья пересекает врата внешнего мира. Окруженный сонмом мертвых, которым поручено сопровождать его в потустороннем мире, солнечный бог пребывает в полной неподвижности во время своего ночного плавания. А затем наступает решающий восьмой час, когда путь ладье преграждает Апоп, неожиданно возникающий из непроглядного мрака.
       Навстречу ему гордо поднимается отважный кот. «Я Атум, священный кот Гелиополя, - провозглашает он, а затем обращается к душам мертвых: - О, благородные обитатели преисподни, сражавшиеся при жизни против сил тьмы, я прогоню от вас духов зла в царство мертвых, ибо я Атум небесного пространства, Атум начала начал и конца мира». Могучим ударом сносит он затем голову Апопу, освобождая тем самым путь солнечной ладье. Только своевременное вмешательство кота позволяет богу Ра возродиться после завершения последнего 12-го темного часа.
       Мотив змея, подстерегающего светлый день, чрезвычайно популярен в египетской культуре. На «культовых палочках» из слоновой кости, датирующихся периодом XII династии, то есть 1901 - 1785 гг. до н.э., очень часто встречается изображение кота-змееборца. В «Книге мертвых» дается описание поединка - быть рассвету или нет - между богом Ра в образе кота и змеем Апопом под священной сикоморой города Гелиополя.

Лунная кошка Египта и Греции.

       В отличие от своей сестры Сехмет, наделенной огненной разрушительной силой, Баст, чей культ ассоциируется с Луной, благотворно влияет на человеческую жизнь и считается защитницей детей и беременных женщин, а также воплощением оплодотворяющего тепла. Плутарх в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» пишет о связях богини-кошки с ночным светилом. Недаром в те времена полагали, будто кошка способна забеременеть 7 раз за свою жизнь и родить в общей сложности 28 котят. То есть столько же, сколько дней в лунном календаре.
       Известно, что греки нередко путали с Баст собственную богиню Артемиду, также олицетворявшую Луну, тем более что согласно греческой мифологии эта богиня охоты, спасаясь от преследования страшного змея Пифона, превратилась в кошку и нашла себе убежище на территории Египта.
       В греко-римской и галло-римской культуре существовало поверье, будто кошка после смерти своего хозяина сопровождает его в потусторонний мир. Подтверждением тому служит известная надгробная стена из Саламина (420 г. н.э.).
       Похожую сцену мы видим и на так называемой стене Лаэтуса, однако смысл ее шире и заключается в том, что кошка исполняет роль своеобразного проводника на всем протяжении жизни человека. Этот созданный в конце I - начале II вв. н.э. барельеф украшал воздвигнутую римлянами крепостную стену города Бордо, а в 1831 г. перекочевал в музей. Котенок должен уберечь девочку от подстерегающих ее впереди ловушек. Для искусства римлян и галлов вообще характерен показ ребенка в мире его игрушек и домашних животных. На протяжении веков художники и скульпторы неоднократно возвращались к теме: роль кошек в жизни детей.
       Ассоциация кошки с Луной имеет и любопытные физиологические корни. Воображение греков поразил кошачий глаз, зрачок которого заметно расширяется или сжимается в зависимости от яркости направленного на него сета. Будучи не в силах объяснить подобное явление, они пришли к выводу, что виной всему - сменяющиеся фазы Луны.
       На протяжении многих веков мотив лунной кошки неоднократно вдохновлял архитекторов. И пожалуй, наиболее яркий тому пример - портал церкви Сен-Мишель де Лескюр, расположенной в окрестностях французского города Альби и представляющей собой подлинный шедевр романского бенедиктинского искусства (1150 г.). Здесь на фризах можно увидеть целых 24 кошачьих головы, причем это не простое украшение, а схематичный космический календарь, показывающий количество часов в сутках, а также смену дня и ночи: над чередующимися изображениями Луны и Солнца тянется растительно-животный орнамент, в котором выделяются расположенные полукругом 23 кошачьих головы (24-я находится несколько ниже, подобно замковому камню свода).

История кошки.

       Принято считать, что кошек одомашнили на Ближнем Востоке приблизительно в IV тысячелетии до н. э. Древнеегипетское изображение кошки, надевающей ошейник, относится к 2600 г. до н. э., а достоверные свидетельства широкого распространения в этой стране одомашненных кошек — к 1600 г. до н. э. С этого времени зверьков стали изображать на коленях хозяев, под их сиденьем или ложем.
       Легенда утверждает, что Мухаммед предпочел отрезать рукав своего халата, лишь бы не разбудить заснувшую у него на руках кошку по кличке Муэдза. Проснувшись, кошка выразила Мухаммеду свою признательность. А пророк трижды погладил животное по спине, благодаря чему оно не только приобрело удивительную способность при падении приземляться всегда на лапы, но еще получило в дар семь жизней. В XIII веке султан Эль-Дахер-Бейбар предоставил в распоряжение бродячим кошкам целый сад, получивший название «Гейтель-Куттах» («Сад кошек»).
       Не меньшим почтением поьзовалось животное и на Дальнем Востоке. Буддисткие монахи специально занимались разведением священных кошек.
       В 2004 г. на Кипре археологи обнаружили рядом с захоронением человека скелет котёнка. Возраст находки — около 9500 лет. Быть может, кошка была приручена намного раньше, чем полагали учёные? Но этот котёнок не относится к виду Felis catus, да и причины, по которым он оказался рядом с человеком, неясны. Таким образом, нет доказательств, что найденный зверёк был домашним.
       Финикийские мореплаватели ценили кошек как умелых истребителей мышей и крыс на кораблях и, пользуясь любым удобным случаем, похищали маленьких охотниц из Египта. Вначале кошки появились на финикийских торговых путях, а затем распространились по всему миру. Их можно было встретить и в Греции, и в Индии, и в Китае.
       Истории об этих животных можно найти в знаменитых произведениях древнеиндийского эпоса - «Рамаяне» и «Махабхарате», созданных примерно за 500 лет до н.э. В то время жители Индии поклонялись богине-кошке (индийская богиня плодородия) Састи - покровительнице материнства, и многие десятилетия каждый индус был обязан кормить хотя бы одну кошку.
       В Тибете кошки веками использовались для охраны храмовых сокровищ и справлялись с задачей великолепно: ни один вор не мог подкрасться к ним незамеченным. Почуяв чужого, животные поднимали такой вой, что злоумышленник спешил убраться подобру-поздорову.
       Кошки добрались до Китая примерно в 400 году н.э., а к 595 году н.э. относится рассказ о том, как дух этого зверька околдовал императрицу. К XII веку богатые китайские семьи держали в основном желтых с белым животных, которые назывались «кошками-львами» и очень высоко ценились как домашние питомцы.
       В Древнем Китае кошка, как очень полезное в хозяйстве животное, стоила недёшево. При её покупке непременно консультировались с экспертом. По особенностям строения тела специалист делал выводы о том, насколько успешно кошка будет истреблять мышей. Он, в частности, обращал внимание на размер головы и ушей, на длину и толщину хвоста. Большие и хорошо развитые уши, покачивающиеся при движении, предполагали отличный слух и постоянную готовность к охоте. Хвост ценился длинный и тонкий. Обладатели же толстого и малоподвижного считались ленивыми. Также преимущественно борьбой с грызунами занимались длинношерстные кошки.
       Большое значение придавалось верности кошки своему хозяину. Если она уходила на чужую территорию, то её уже нельзя было вернуть. Обычно животное сажали на длинный поводок.
       Китайский иероглиф «мао» означает сразу два понятия: «кошка» и «восьмидесятилетие». Поэтому кошка в Китае — символ долголетия; её часто изображают на поздравительных открытках ко дню рождения.
       Попала кошка и в круг местных небожителей. Так, китайский сельский бог Ли-Шу имел кошачьи черты.
       В Японию наши герои попали из Китая в VI в. н. э. Первый зверёк приплыл вместе с монахом, который вёз буддистские рукописи. Кошку взяли на корабль с целью защитить драгоценные свитки от грызунов. Должно быть, именно поэтому первой «служебной обязанностью» кошек в Японии стала охрана монастырских библиотек. Долгое время эти животные в Стране восходящего солнца были буквально наперечёт и стоили очень дорого. Знаком особого расположения считалось, если император преподносил в подарок кому-то из приближённых кошку, выращенную во дворце. Зверьков держали на поводках и кормили из золотой и серебряной посуды.
       Если верить легендам, император Хиди жо до такой степени трогательно относился к кошкам, что велел своим подданным всемерно заботиться о них и не особенно утруждать работой. А потому, когда возникла, например, потребность оберегать шелковичных червей от мышей, приходилось прибегать ко всякого рода уловкам: рисовать кошек на дверях или ставить в охраняемом помещении их бронзовые, фарфоровые или деревянные изображения. Разумеется, это оказалось малоэффективным, и в итоге кошка постепенно стала в глазах местного населения воплощением беспомощной, злобной и эгоистичной демонической силы.
       В Средние века японцы делили кошек на тех, что приносят счастье (к ним, как полагали, относятся живоные черепахового окраса - бело-черно-рыжего цвета), и тех, соседство которых грозит бедой (последние имеют крючковатый хвост и способны превращаться в ведьм). До настоящего культа здесь дело все-таки не дошло, японцы со свойственным им чувством меры ограничились искренним восхищением. Адепты йоги, например, высоко ценили умение кошки принимать расслабленную и необычайно удобную для отдыха позу (тело, свернутое в клубочек), идеальную для гармонизации физического и психического состояния. Служившая символом чистоты, кошка считалась посредником между Буддой - верховным и совершенным существом - и последователями его учения. Правда, однажды кошка не проявила должного почтения к Будде: проспала и опоздала к погружению Просветленного в нирвану.
        Ряд ученых считают, что кошки в Японии появились значительно позже, лишь во время правления императора Итидзё, жившего в 980 - 1011 гг. В хрониках сохраниласть запись о том, как на десятый день пятой луны белая кошка императора родила пятерых котят, к которым была приставлена нянька, а ухаживать за ними следовало так же, как за принцами королевской крови. В японской литературе имеется множество историй и легенд о кошках. Один из самых интересных образов - манэки-нэко, манящая, или слушающая, или здоровующаяся кошка, с поднятой в знак приветствия лапой. В Японии есть храм, посвященный этой кошке. Ее изображения и в наше время можно встретить на японских орнаментах.
       Со временем кошки перестали быть для японцев редкостью и утратили свою ценность. К ним вдруг начали относиться как к олицетворению злых сил. В XIV в. появилась легенда о живущей в горах гигантской кошке, приносящей болезни и смерть. По поверью, это мистическое создание обладало раздвоенным хвостом — в нём как раз и концентрировались все недуги. На всякий случай, дабы избежать беды, домашним кошкам стали обрезать хвосты.
       В 1602 г. император издал указ в защиту кошек: всех их следовало спустить с поводков. Одновременно вводился запрет на торговлю кошками.
       В Европе домашние кошки появились несколько позже, чем на Востоке. На территории Римской империи они распространились в III—IV вв. (прежде с грызунами римляне боролись с помощью прирученных хорьков). И тут внешний вид домашней кошки претерпел некоторые изменения. Скрещивание с европейской дикой кошкой сделало её более коренастой и крупной.
       Что касается появления кошек в Европе, то здесь существуют две гипотезы.
       В первой говорится о римских легионерах Юлия Цезаря, которые привезли их с собой в Великобританию, пройдя через территорию нынешних Нидерландов.
       В Англии первые домашние кошки появились в эпоху римского владычества. В Силчестере, в области Гемпшир, археологами найдены отпечатки кошачьих лап на разложенной возле печи черепице IV в. А в Ирландии V столетия кошка фигурировала в списке вещей, необходимых домохозяйке. В IX в. её изображение встречается в знаменитой ирландской рукописи «Книга кельтов». Англичанин, убивший чужую кошку, должен был отдать взамен ягнёнка или даже овцу. В некоторых местах с убийцы взимался штраф — столько зерна, чтобы оно, будучи насыпано горкой, полностью скрыло под собой животное, подвешенное за хвост и касающееся мордочкой земли. В Уэльсе в X в. официальный статус деревни получало поселение, в котором имелось девять домов, один гуртовщик (погонщик скота), один плуг, одна печь, одна маслобойка, один бык, один петух и один кот. В Уэльсе закон определял цену кота: слепой котёнок стоил 1 пенни (также как ягнёнок, козлёнок, гусь или курица), зрячий — вдвое больше, а когда он начинал ловить мышей, цена возрастала вчетверо.
       Вторая теория появления кошек в Европе повествует о бегстве в Португалию египетского военачальника Гостелоса, естественно, не забывшего прихватить в дорогу и священных кошек. Потомки знатного египтянина со временем заняли трон Шотландии, а кошки «завоевали» Соединенное Королевство. Проникали кошки в Европу и через другие страны. Так, египетские священники, бравшие с собой животных-крысоловов в путешествия на европейский континент, познакомили с ними франков и кельтов.
       В Галлии в IV - V веках на новое животное внимания почти не обратили. Зато в Южной и Средней Европе к нему отнеслись с большой симпатией. Германцы были благодарны кошке за помощь в истреблении крыс, а у скандинавов она даже удостоилась чести сопровождать богиню красоты и любви Фрейю в поедках по соседним северным странам.
       В Древней Руси кошки были малочисленны. В Ярославском Поволжье при раскопках 200 курганов X—XI столетий их останки обнаружены лишь в двух. В те времена кошка по цене приравнивалась к волу. В средневековом своде законов «Правосудье митрополичье» устанавливался штраф серебром за украденное животное. За кошку платили больше, чем за корову. От XVII в. сохранился документ, свидетельствующий о расследовании по делу о похищении ценного кота-мышелова. Его оценили выше, чем стоил тогда дом с имуществом. Это и немудрено: кража была совершена в степной полосе, на плодородной земле, освоенной совсем недавно. Тамошние земледельцы очень страдали от полчищ грызунов.
       В средневековой Европе отношение к кошке изменилось. Вместо прежнего уважения развилась подозрительность, а затем — страх. В XV в. папа Иннокентий VIII повелел сжигать как колдунов тех, кто поклонялся кошкам. Это было связано с языческим обрядом почитания норманнской богини Фрейи, которая разъезжала на колеснице, запряжённой чёрными котами. Также кошек охотно использовали в своих магических ритуалах еретики, в том числе и катары, существовавшие главным образом в Италии, Фландрии и Южной Франции, преимущественно среди ремесленников и части крестьян. По их мнению, дьявол частенько принимает облик кошки. Недаром в записях парижского епископа Гийома Овернского, сделанных им в 1230 г., Люцифер рисуется в образе то жабы, то кошки. Сотни тысяч кошек, объявленных пособницами ведьм, стали жертвами самых жестоких преследований. Как их только не убивали: распинали, бросали в костер, сдирали с них, живых, шкуру. Существовало поверье, будто ведьмы, отправляясь на шабаш, превращаются в черных кошек, а раз так, то никакой жалости ни к тем, ни к другим. Правосудие всемерно поддерживало духовенство в их борьбе с кошками. И, карая ведьм, судьи без колебаний приговаривали к смерти и кошек. Инквизиция проводила беспощадное истребление несчастных животных: во Франции, на празднике Св. Иоанна, их бросали живыми в костер, на ярмарках во Фландрии они служили мишенью для стрелков из лука, в Бельгии их сбрасывали на землю с колоколен, в Германии им отрезали уши... Не говоря уже о всевозможных магических ритуалах и традициях как, например, той, что существовала во Франции: замуровывать кошек живыми в фундамент строящегося дома, для того чтобы его будущие хозяева избежали порчи и сглаза. Кошек истребляли безжалостно. За исключением тех, у которых узор на лбу складывался в букву «М», что, согласно преданию, являлось свидетельством Божественной награды. Как известно из Евангелия, Дева Мария родила Иисуса в хлеву. По легенде, Новорождённый кричал и дрожал от холода, а мать не знала, как успокоить Младенца. И вдруг из темноты вышла кошка. Она легла рядом с Ребёнком, согрела Его и начала мурлыкать. Дитя утихло и заснуло. В благодарность Мария начертала на лбу кошки первую букву своего имени. В исламской традиции считается, что отметина оставлена рукой пророка Мухаммада, который очень любил кошек. Именно он, по представлениям мусульман, даровал этим животным способность падать всегда на четыре лапы.
       Истребление кошек привело к тому, что их численность в Европе сильно сократилась. Воспользовавшись этим, полчища крыс устремились туда, где жили люди. Вместе с крысами появились и блохи, переносящие бубонную чуму. В середине XIV столетия в Европе началась эпидемия, унёсшая миллионы жизней. Свой вклад в борьбу со страшной болезнью внесли и кошки. Война с ними впоследствии постепенно затихла.
       В Америку кошки приплыли вместе с европейскими завоевателями и поселенцами. В конце XV в. конкистадор Диего де Альмаго заплатил 600 серебряных монет за первого домашнего кота, привезённого в Южную Америку, дабы выполнять там свои непосредственные обязанности — ловить мышей.
       В XVII—XVIII вв. кошки в Европе вновь становятся почтенными и уважаемыми животными. Известно, что кардинал Ришелье держал при дворе 14 пушистых любимиц, а также создал кошачий приют. Французские художники Антуан Ватто и Оноре Фрагонар запечатлели кошек на своих полотнах, изображающих пасторальные сцены и будуары знатных дам. В Англии кошки стали появляться в рассказах и поэмах при описании счастливой семейной жизни. В XIX в. кошка английской королевы Виктории, например, была столь популярна, что имела даже собственного биографа. В 1824 г. в Англии создано Королевское общество по предотвращению жестокости в отношении животных.
       С развитием промышленности, появлением фабрик, складов и контор у кошек прибавилось работы: везде нужно истреблять грызунов. Помощь кошек Британской почте трудно переоценить, и в 1868 г. был учреждён специальный Отдел кошек, выделялась определённая сумма денег на содержание каждой четвероногой «почтовой служащей». Кошки так хорошо выполняли свои обязанности, что оставались на почте до 70-х гг. XX в. В библиотеке Британского музея они и по сей день охраняют от грызунов бесценные книги и рукописи. Такую же службу выпало нести питерским кошкам в Эрмитаже.
       XIX столетие стало отправной точкой для движения любителей кошек. Европейцы и американцы начали заниматься разведением определённых кошачьих пород. В 1871 г. в Лондоне состоялась первая выставка кошек. Наступил поистине «золотой век» кошки, продолжающийся и поныне. Кошек фотографируют, изображают на открытках, снимают в кино. Одним словом — обожают. В настоящее время на всём земном шаре около 0,5 млрд домашних кошек.

Совершенный хищник.

       Семейство кошачьих включает в себя 4 рода и чуть менее 40 видов. В него помимо домашней кошки входят такие гиганты, как тигр, ягуар, лев, леопард, снежный барс (ирбис), каракал, несколько видов рысей, гепард. А некоторые виды сравнимы по размеру с домашней кошкой: манул, хаус (камышовый кот), оцелот, степная кошка, лесной кот и др. В 1986 г. был открыт последний вид кошачьих, он живёт в Мексике и носит название «онцилла». На территории России обитают 12 видов.
       Дикие кошачьи живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы выслеживать добычу, подкрадываться к ней, преследовать её короткое время и на небольшой дистанции, а затем убивать. Главный инструмент убийства — мощные клыки, более длинные и тонкие, чем у других хищных млекопитающих. Древние кошачьи, повсеместно вымершие к настоящему времени, были вооружены клыками, по длине сравнимыми с холодным оружием. Потому их называют саблезубыми.
       Дополнительное оружие кошачьих — острые загнутые когти. Нанесённые ими раны могут быть даже опаснее укусов, так как кошачий коготь вдавливает кусочки кожи и волоски меха врага в плоть, и от этого может развиться заражение.
       Все кошачьи, кроме гепарда, наделены способностью втягивать когти в подушечки пальцев.
       Великий зоолог Альфред Брэм даёт следующую характеристику представителям семейства кошачьих: «Это не только наиболее совершенные хищники, но и — за исключением одного лишь человека — наиболее совершенные животные вообще. Такую соразмерность между отдельными членами и всем телом, такую целесообразность и ясность всего их устройства мы вряд ли ещё найдём... Мы не ошибёмся, если станем рассматривать нашу домашнюю кошку как образец всех кошачьих».
       Домашняя кошка намного уступает кошачьим гигантам по размеру, но от этого не перестаёт быть настоящим хищником. Весит она в среднем 4—6 кг, длина её тела — около 45 — 50 см, а средняя длина хвоста — 30—32 см. Очень подвижный хвост выполняет роль руля при прыжках.
       Пушистый хищник наделён намного более острым зрением, нежели человек, но в полной темноте он ничего не видит. Кошки близоруки: удалённые предметы предстают для них в размытых очертаниях — так, как они выглядят для людей в сумерках. При приближении к объекту изображение становится более отчётливым. А вот ночью, в сумерках и в плохую погоду кошки видят гораздо лучше, чем люди. Это происходит благодаря тому, что за сетчаткой их глаза имеется отражательная перепонка (tapetum lucidum), которую часто называют «светящимися обоями». Свет проходит через воспринимающие его клетки сетчатки, попадает на перепонку и, отражаясь от неё, возвращается на сетчатку. Тем самым количество света, попадающего в глаза кошки, удваивается, и картина, видимая при слабом освещении, значительно улучшается. У человека, как и у многих других млекопитающих, отражательная перепонка отсутствует.
       Долгое время преобладало мнение,что кошки всё видят в сером цвете. Но после многочисленных опытов специалисты пришли к выводу, что они различают шесть основных цветов и 25 оттенков серого. Учёные полагают, что кошки просто не обращают внимания на цвета, не придают им значения.
       Для животных, способных видеть в полумраке, важно, чтобы яркий свет не ослеплял их. Сужение зрачка в щёлочку позволяет кошкам чётко регулировать яркость поступающего в глаз света. В начале XX столетия фотографы при съёмке определяли длительность экспозиции, ориентируясь по форме зрачка сидящей на фотоаппарате кошки.
       Кошачий слух острее человеческого в три раза. А вот обоняние нашей героини высокоразвитым не назовёшь. Однако и здесь есть свой секрет: особая трубочка (Якобсонов орган) выходит наружу в нёбе и даёт кошке возможность на значительном расстоянии уловить запах потенциальных половых партнёров. Для этого надо открыть рот или приподнять губы и... принюхаться.
       Длинные «усы» и «брови» — вибриссы — представляют собой очень чувствительный орган осязания. Ими кошка «щупает». Вибриссами она «видит» ночью. Причём некоторые вибриссы расположены так, что ими маленькая хищница способна потрогать предмет, выпадающий из поля её зрения, находящийся в «мёртвой зоне» для глаз. Усы поворачиваются вперёд, когда кошка чем-то заинтересована, хочет напугать соперника, что-то изучает. А если хищница принимает оборонительную позицию или пытается избежать прикосновения к какому-нибудь предмету, они направлены назад. Маленький пучок осязательных волосков на передних лапах увеличивает чувствительность кошки, необходимую при ловле мышей и другой добычи.
       Длинным шершавым языком кошка буквально сдирает мясо с костей добычи. Им же она пробует пищу перед трапезой, определяя, насколько та съедобна, не слишком ли горяча, не поцарапает ли внутренние органы. Стремясь всегда выглядеть красиво и ухоженно, кошка использует язык как мочалку и расчёску, приводя им в порядок свой мех Когда она пьёт, то загибает язык крючком и быстро забрасывает им капли жидкости в рот. Кошка не отхлёбывает воду, а лакает её. У взрослой кошки 30 зубов. Она может повернуть голову на 180°. В её теле 500 мускулов. Это совершенный охотничий механизм.
       Кошка не способна долгое время оставаться активной. Ей необходимо дремать не менее 15—16 часов в сутки (эта цифра порой доходит и до 22!). Так что восьмичасовой рабочий день ей явно не по силам. Но в остальное время усатые-вибриссатые могут работать «на взрыв». Они чрезвычайно быстры и подвижны в момент охоты.
       Задние лапы кошки заметно длиннее передних, что в совокупности с очень эластичными сухожилиями и сильной мускулатурой способствует высокой прыгучести. Животное чётко рассчитывает прыжок. Оно никогда не прыгнет наобум — прежде оценит расстояние и степень риска. И всегда приземлится точно в намеченном месте, даже если это крошечный пятачок.
       Развитые мышцы задних конечностей также позволяют ловко лазать вверх. При этом кошка помогает себе передними лапами, стараясь зацепиться длинными когтями. Однако во время спуска животное испытывает затруднения. Ведь когти изогнуты таким образом, что кошка не может воспользоваться сильными мышцами задней части тела, удерживая свой вес. Вот почему мурка, застрявшая на макушке дерева, — картина отнюдь не редкая.
       Кошка ходит на цыпочках. При беге она втягивает когти и ступает только на толстые и мягкие подушечки пальцев, поэтому передвигается бесшумно, неслышно подкрадывается к добыче. Но стоит хищнику прийти в возбуждение (в момент атаки или при обороне), как он инстинктивно обнажает когти. Когда возбуждение спадает, когти прячутся.
       Мех кошки состоит из волос нескольких видов и разной длины. Это небольшое количество длинных остевых волос, расположенные вокруг них щетинки — поверхностные волосы и, наконец, короткий пушистый подшёрсток. Толщина кожи, густота шерсти, наличие подшёрстка зависят от породы и условий проживания их обладателя. У кошек, обитающих на воле, подшёрсток густой, у домашних, которые редко выходят на улицу, он не так заметен. Зимой подшёрсток становится гуще, летом — реже.
       У кошек хорошо развито чувство равновесия. На манер канатоходца, который применяет длинный шест в качестве балансира, она использует для равновесия свой хвост. Если зверёк движется по узкой стене или забору и хочет взглянуть, что делается за оградой, он непроизвольно переносит центр тяжести — направляет хвост в другую сторону, чтобы восстановить равновесие и уберечься от падения.
       Много говорят об интуиции, или шестом чувстве, кошек. Принято считать, что они, как и некоторые другие животные, предугадывают извержение вулкана, землетрясение. Оказавшись в незнакомой местности, они могут найти дорогу домой. Чувствуют, если с хозяином случилось несчастье или он заболел.
       Известный зоолог и писатель П. Мариковский в книге «Животные предсказывают землетрясения» пишет: «Общее для поведения кошек следующее: перед землетрясением кошки возбуждены, их шерсть взъерошена, уши прижаты. Они громко и без видимой причины мяукают или молча исчезают из дома, появляясь, как только пройдут афтершоки (колебания почвы после землетрясения), дрожат, прячутся... Изредка впадают в оцепенение».
       До сих пор точно не известно, что служит причиной такого поведения. Возможно, кошки ощущают колебания почвы, которые не в состоянии зафиксировать приборы. По другой версии, животные реагируют на увеличение статического электричества, предшествующее землетрясениям.
       Предлагается ещё одно объяснение: кошки очень чутко реагируют на изменения магнитного поля Земли, которые тоже являются постоянными спутниками землетрясения.
       Вопрос, каким образом кошки ориентируются и при помощи каких органов чувств находят дорогу домой на большом расстоянии, остаётся нерешённым.
       Абсолютно у всех кошек есть потребность что-нибудь царапать. Эта врождённая особенность поведения служит многим целям. Во-первых, при царапании снимается старая, изношенная оболочка с когтей на передних лапах. Этот процесс напоминает сбрасывание кожи змеями. (Оболочку с когтей задних ног кошки снимают зубами.) Во-вторых, происходит тренировка и укрепление механизма втягивания и выпускания когтей, что важно для схватывания добычи, борьбы с соперниками, лазания по деревьям. В-третьих, это физическое упражнение, позволяющее сохранять подвижность и гибкость. И наконец, так кошки метят территорию. На их передних лапках расположены потовые железы, выделяющие вещество со специфическим запахом.
       Инстинкт защиты территории особенно сильно проявляется у котов. Они метят свои владения разными способами. Чаще всего — разбрызгивая мочу. Для этой цели животные выбирают стены, стволы деревьев, прутья ограды и другие вертикальные предметы. Особенно их привлекают места, где они сами или другие коты уже однажды оставили «автографы».
       Кошки обладают хорошей пространственной памятью. Если кошка случайно найдёт где-нибудь корм, она может вернуться туда же через несколько лет. А то место, где произошла неприятная встреча, долго будет обходить стороной.
       Тесная связь кошки с владельцем объясняется тем, что животное переносит на человека инстинкт семейных отношений мать — детёныш. Часто, устроившись на хозяйских коленях, домашняя любимица, громко мурлыкая, принимается надавливать на них попеременно то одной, то другой лапой. Её движения — неторопливые, ритмичные — постепенно становятся всё энергичнее. При этом кошка начинает выпускать когти, что обычно очень не нравится хозяину. В такие моменты её, как правило, сбрасывают на пол. Она обижена подобным поворотом событий. Почему? Ответ можно найти, понаблюдав, как котята сосут молоко матери. Малыши совершают те же самые движения, которые стимулируют приток молока к соскам. Взрослая кошка, уютно свернувшись на коленях владельца, как бы впадает в детство, громко мурлычет и старается выдавить молоко. С её точки зрения, это момент наивысшей любви и ласки.
       «Век» домашних кошек составляет в среднем 12 лет, но некоторые живут 15—20, а порой даже больше. Пятнистая кошка по кличке Пусс прожила 36 лет.
       Скорее всего, одомашнивание кошки заняло не одно тысячелетие. Но и став постоянной спутницей человека, она сохранила многие черты поведения своих диких предков. Пушистые хищники крепко привязываются к хозяевам, однако при этом очень дорожат собственной независимостью.


1. Энциклопедия для детей «Аванта +». Домашние питомцы. Том 24. 2004.

2. Анджела Риксон, Иллюстрированная энциклопедия «Породы кошек», «Издательство Астрель», 2007.

3. Энциклопедия кошки ROYAL CANIN, 2009.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.