В комиксах и мультфильмах нередко действуют одни и те же герои. Некоторые рожденные воображением художников
кошки, появившиеся в комиксах, затем сделались героями популярных мультфильмов (например, ряд героев Уолта Диснея), а случается и наоборот, проказник
кот Феликс так понравился юным зрителям, что вскоре перекочевал и на книжные страницы.
Целых 34 года (1911 - 1944) Джордж Гарриман придумывал приключения своего проказника кота для
«New York Journal». Рассказывают, что даже американский президент Вильсон читал как-то раз этот комикс членам кабинета своего правительства. Любящая
посюсюкать кошка (а может, и кот, пол животного не определ) с красноречивым прозвищем Крейзи Кэт («Бешеная кошка») влюблена в мышь по имени Игнатц.
Та - нрава горячего, но на ухаживания кошки не обращает никакого внимания. Зато с удовольствием кидает в кого попало кирпичи прямо на глазах
полицейской собаки Оффисса Папп, в свою очередь по уши влюбленной в кошку.
Поэзия и абсурд, характеризующие атмосферу комикса, несомненно, повлияли на Отто Мессмера и Пэта Салливана
и подвигли их на создание образа кота-авантюриста Феликса, появившегося сначала в кино, а затем и в комиксах (1923).
Большинство кошек Уолта Диснея - дети улицы, которым приходится вечно спасаться бегством от пса Плуто.
Исключениями являются кошечка Нип, которую хлебом не корми, а дай только поизмываться над бедным Микки, и, конечно же, Пэт Ибюлер - здоровенный
черный кот-гангстер, чьи темные замыслы постоянно срывает отважный Микки. В самой первой истории, придуманной У. Ханной и Д. Барберой, кот Том защищал
дом от происков двух маленьких смешливых мышат, устроивших себе норку в стене. Как легко догадаться, большую часть своего времени они заняты либо
поиском пищи, либо мыслями о том, как бы им посильнее досадить коту. Когда терпение Тома иссякает, начинается головокружительная погоня, в которой
противники ради победы готовы идти на любые ухищрения. Комиксы имели столь большой успех, что в 1942 г. журнал «Our Gang», где они были опубликованы,
стал называться «Том и Джерри». Не меньшую популярность во всем мире завоевала и мультипликационная версия приключений кота и мышонка.
Второй аналогичной парой стали Сильвестр и Тити, также завоевавшие любовь маленьких читателей. В комиксах,
созданных в послевоенное время, главными персонажами чаще всего становились люди, а если они и имели четвероного друга, то всегда собаку (Милу, Идефикс,
Рантанплан). Кошка появляется лишь в тех случаях, когда нужно подчеркнуть достоинства собаки (Геркулес и Пиф) или когда требуется внести сумятицу в жизнь
героев. В «Гастоне Лагаффе» кошка-воришка, ворчунья и скандалистка, ей бы только всякие эксцессы устраивать.
Вспомним и демоническую, как раз в духе Средних веков, кошку, помощницу колдуна Гаргамеля, по кличке Азраэль,
отвратительное животное, лицемерное и жестокое, подобно своему хозяину («Штрумпфы» Пейо). Кот Фритц появился в блокноте художника Крамба в 1959 г., но
первые комиксы с его участием были опубликованы 1965 г. Его создатель видел в нем «молодого продвинутого кота-студента, одетого по последнему писку моды,
который живет в мегаполисе, заселенном миллионами животных». Кот Фритц лишен каких-либо моральных устоев, циничен, амбициозен и уверен в себе. Все его
приключения заканчиваются благополучно.
В 70-е годы получает развитие европейский андерграунд, аналогичный американскому «Fat Fredy» («Толстяк
Фреди»), и у Тома и Джерри появляется современный вариант - «Squeak the Mouse» («Мышонок Скуик») Матиолли.
В конце десятилетия, а точнее в 1978 г., Джим Девис создал для «Herald Tribune» неотразимого Гарфилда,
толстого оранжевого кота тигрового окраса, чья раздражительность, лживость, лень и авторитарность создают тяжелую жизнь для его хозяина Джона. Однако
оба не в силах обойтись друг без друга и худо ли бедно, но находят общий язык. Так создается неразлучная пара. Девиз кота Гарфилда - «Кошки непобедимы».
В комиксах мы видим те же темы и ту же символику, что и в других вмдах искусства. Итак, рисованная
кошка - животное:
- домашнее (Феликс, Гарфилд);
- влюбчивое и эротичное (Фритц или же Эдика);
- жестокое и лживое («Распутин» и «Первые расследования» Сокаля);
- вкрадчивое и хитрое (Шевалье и Гибрант, «Шамину» Машро, «Станислас-суперкот», «Кот, или Жак Бертран» Грега);
- носящее на себе печать проклятия («Фатти Фредди», «Майдо и Майлдюр»);
- связанное с миром сверхъестественного (кошки в «Мандраке», телепатические кошки Гоголя из «Ярмарки
бессмертных» Билаля, «Разные жизни Феликса, Пусси и Крейзи», «Оттаг» Ребюффи, «Неделя дьявола» Конварда).
Энциклопедия кошки ROYAL CANIN, 2009.
При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.