В Средние века кошку, объявленную приспешницей дьявола, люто ненавидят, сжигают на кострах и подвергают самым жестоким пыткам.
В Средние века, в частности между 1180 и 1233 гг., кошки с их загадочным и часто не поддающимся логике поведением подвергаются всевозможным нападкам.
Им приписывают самые невероятные преступления, в которых язычники обвиняют христиан, а затем уже сами христиане - гностиков и евреев. Кошек охотно использовали в своих магических ритуалах
еретики, в том числе и катары, существовавшие главным образом в Италии, Фландрии и Южной Франции, преимущественно среди ремесленников и части крестьян. По их мнению, дьявол частенько принимает
облик кошки. Недаром в записях парижского епископа Гийома Овернского, сделанных им в 1230г., Люцифер рисуется в образе то жабы, то кошки. А в «Инфернальном словаре» Коллина де Планси,
вышедшем в 1863 г., дается описание трехликого демона Баэля, в образе которого объединились три дьявольских существа: жаба, паук и, разумеется, кошка.
Проклятая черная кошка.
Цвет ее шерсти порождает у окружающих людей беспокойство, а значит, обрекает бедное животное на незавидный удел.
Черная кошка вызывает у многих людей раздражение и ненависть. Истоки этой устойчивой антипатии уходят в глубокую древность: во времена правления
одного из фараонов XXVI династии Псамметиха II (594 - 588 гг. до н.э.), приказавшего разбить статуи эфиопских правителей. Отголоски проклятия, наложенного фараоном на страну ненавистных
завоевателей, дошли и до Средних веков, когда демона зачастую представляли не иначе как чернокожим.
Страх перед наступлением 1000 г. вызвал взрыв враждебности к черным кошкам среди духовенства, и это отношение к ним укоренилось в сознании потомков.
Недаром спустя 200 с лишним лет папа Григорий IX, правивший римско-католической церковью с 1227 по 1241 г., в одной из изданных им булл уже вполне серьезно описывает демона в виде черного кота,
которому все участники оргии перед ее началом обязаны целовать гениталии.
А у выдуманного врага обязательно появляются и выдуманные приспешники. Так, в 1307 г. епископ города Ковентри был обвинен в поклонении черному коту,
а затем в ходе судебного процесса, состоявшегося в том же году, это обвинение было распространено на членов ордена тамплиеров.
Предовали черного кота анафеме и тогдашние эскулапы. Даже знаменитый миланский врач Джероламо Кардано предупреждал своих пациентов об опасности,
исходящей от этого «дьявольского» животного, жестокого и дерзкого, организм которого якобы содержит большое количество «гумора», то есть слизи, черной и желтой желчи, а эта адская смесь и
провоцирует меланхолию у человека. Короче говоря, началась эра массового истребления кошек.
Закреплению образа дьявола в обличье черной кошки в немалой степени способствовали как возобновление крестовых походов, так и вспышка эпидемии
черной чумы. Резко отрицательное отношение к животному продолжалось и в XV веке: в те времена в Эльзасе, к примеру, бытовало убеждение, что дьявол со всей своей братией разъезжает на повозке,
запряженной четверкой черных кошек.
Даже еще в XVII веке в Шотландии существовала весьма мрачная варварская церемония, именовавшаяся «Тагейрм», или «Ужин дьявола», заключавшаяся в том,
что несчастных кошек живьем насаживали на вертел и поджаривали на медленном огне в течение двух дней. Умерших тотчас заменяли живыми, с тем чтобы с помощью душераздирающих криков несчастных тварей
привлечь внимание дьявола и вызвать его появление.
Сообщница дьявола.
Замешанная в колдовских обрядах, она рождает ненависть и дух мщения.
Ловкая, с бесшумными движениями, бродящая по ночам кошка обладает коварной способностью незаметно проникать в жилище. Неспроста, решает общественное
мнение: наверняка колдует и наводит порчу. А еще душит детей в колыбели, а если родители отхлещут ее хорошенько, то следы от побоев остаются не на кошке, а на какой-нибудь злобной старухе;
заставь такую говорить, и она признается, что умеет перевоплощаться.
Разумеется, кошка входила важнейшим компонентом во многие колдовские зелья.
Вот один из подобных «рецептов». Шкуру черной кошки наполнить зерном - рожью, пшеницей и овсом, - зашить и положить в таз с водой. Через три дня вынуть
и истолочь. Получившийся порошок обладает весьма грозными свойствами: если в ветренный день его развеять с вершины горы, то вся обработанная им территория станет бесплодной.
Всеми презираемая, всеми поносимая, кошка подвергается жесточайшим пыткам и безжалостно сжигается на кострах во время традиционных праздников.
Жители многих городов севера Франции и Лотарингии заработали репутацию кошконенавистников. В Аррасе, Меце и Ипре во Фландрии, где в праздник Св. Иоанна, то есть в день летнего солнцестояния,
кошек сбрасывали в костер с высокой башни под ликующие крики толпы. Только черным кошкам с белыми пятнами удавалось избежать смерти, так как считалось, что они носят на себе отметины ангела или
отпечатки божественного пальца.
В Меце обычай сжигать 13 кошек бытовал вплоть до 1733 г. В Ипре подобный жестокий ритуал сохранялся и того дольше, до 1817 г.
Носительница зла.
Колдовские чары кошки заключены в ее голове и хвосте.
Начиная со Средних веков в литературе множатся изобличения кошачьих пороков. Нередки они в пословицах, многие из которых нашли свое воплощение в
полотнах фламандских мастеров. Жуликоватая, лицемерная проныра - примерно такой типичный образ кошки вырисовывается из произведений литературы, живописи и других видов искусства.
Герои в кошачьей шкуре всегда лживы и насквозь порочны. Достаточно вспомнить Тибера из «Романа о Лисе» (XIII в.) и особенно Цапцарапа из
«Пантагрюэля» Рабле. Действительно, трудно придумать более убедительный образ двоедушного представителя Правосудия. И начинает казаться, что неслучайно судейские мантии обивались кошачьим мехом.
Считалось, что колдовские чары кошек заключаются в их голове и, разумеется, в хвосте, недаром в XV в. французские девицы на выданье старались не
наступать на него, иначе с мечтой о замужестве можно было распрощаться на целый год.
В сказке французской писательницы г-жи Ольнуа, созданной в 1697 г., рассказывается о злоключениях принцессы, превращенной злой феей в кошку.
Освободить от колдовских чар несчастную девушку способен только прекрасный принц, для чего ему нужно отрубить кошке - заколдованному животному - голову и хвост и бросить их в огонь, уничтожив
таким образом вредоносные части кошачьего тела.
Показательна в этом отношении и старинная легенда, некогда бытовавшая в Пуату. Когда Бог решил создать кошку, говорится в ней, дьявол попросил его:
«Будешь делать кошку, отдай мне голову». Вот с той поры в черепе окаянного животного и таятся демонические силы. Если туловище кошки считается в некоторых странах изысканным кушаньем, в
частности в Испании и Италии, то мозг признается несъедобным: в нем якобы содержится яд, лишающий человека разума. Легко объяснима и боязнь кошачьего хвоста, ведь он находится в постоянном
движении, даже когда само животное спит. С чего бы это? Не иначе в нем кроется некая таинственная зловещая сила (то ли червь, то ли змея извивается, то ли волос черта крутится, то ли яд
какой бродит), бороться с которой нужно соответствующим образом.
Массовые убийства кошек.
Костры Св. Иоанна, на которых в присутствии короля сжигали живьем кошек на Гревской площади в Париже, были запрещены только при Людовике XIV. Иногда
подобные экзекуции устраивались даже не под открытым небом, а под сводами соборов. Так, в 1638 г. в Англии некий Уильям Смит наделал немало шума, надумав сжечь кошку в столь святом месте, как
древнейший собор города Или. В период правления Карла VII (1660 - 1685) в ходе одной из антипапских процессий было сожжено изображение римского понтифика, причем устраители акции не
удовольствовались простым портретом, а соорудили большое чучело, набив его живыми кошками. Подобная «режиссерская находка» позволила разогреть толму до нужного истерического состояния. А что
можно сказать о таком некогда народном развлечении на сельских ярмарках, как стрельба по кошке? Бедное животное подвешивали в корзине, а затем стреляли по нему из лука, забавляясь видом его страха
и жалобным мяуканьем.
Энциклопедия кошки ROYAL CANIN, 2009.
При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.