Меню сайта        
Меню сайта

КОШКА В НАШЕМ ВООБРАЖЕНИИ.

       Идеализированная, преображенная в сознании человека кошка становится то хранительницей мудрости, то воплощением материнства, то образом прекрасной женщины.

Тело кошки.

       Поскольку кошка, как известно, часто рожает, а еще мастерски умеет принимать соблазнительные позы, она нередко воспринимается в качестве своеобразного символа женского начала.

Кошка-мать.

       В IV веке до н.э., несмотря на трудности вывоза кошек за пределы Египта, грекам удалось заполучить в свой пантеон богиню с головой кошки. В самом Египте Баст, богиня музыки, танца и веселья, в первое время слыла защитницей и кормилицей детей фараона, но затем ее функции расширились, и она стала покровительницей материнства, пекущейся о благополучии всех беременных женщин и всех новорожденных детей. И как только жительница небесного дворца солнечного бога Ра распространила свою благотворную власть на всех детей Египта, она стала чрезвычайно популярной.
       Найдено множество фаянсовых талисманов и амулетов, изображающих женщину с головой кошки и набухшими от обилия молока грудями, окруженную котятами. Почитание богини Баст связано с культом другого египетского божества - Беса, уродливого, бородатого карлика, помогавшего при родах и вскармливании младенцев. Но главной в этой паре, безусловно, считалась Баст. Она следила за нормальным протеканием беременности и способствовала благополучному течению родов, а потом кормила новорожденных и ухаживала за ними. Статуэтки древних мастеров изображают богиню либо лежащей - она кормит малышей и наблюдает за их игрой, - либо стоящей, в этом случае она держит в руках один из трех связанных с ее образом атрибутов: систр, музыкальный инструмент, помогающий ей отгонять злых духов от ложа молодой матери; корзину повитухи из ивовых прутьев; медальон с изображением морды льва или кошки, служащим для повышения защитных свойств амулета.
       Основой для создания образа Баст, богини-защитницы, послужили, вне всякого сомнения, такие качества кошки, как плодовитость и образцовый материнский инстинкт.

Кошка-женщина.

       Пластикой и грацией кошка напоминает женщину.
       Полуживотный облик богини Баст и сопутствующий ей образ материнства способствовали тому, что в Средние века сформировалось устойчивое представление о большой схожести женщины и кошки. А поскольку эта эпоха отличалась откровенным женоненавистничеством, легко понять, что подобное сравнение было явно не в пользу представительниц слабого пола. В фаблио и других сатирических произведениях той эпохи параллели между кошкой и женщиной носят ярко выраженную сексуальную направленность. В одном из фаблио говорится, что женщину можно сравнить с тремя хищницами: кошкой, снующей повсюду, лисицей, подстерегающей жертву, волчицей, уносящей ее к себе в логово.
       В поэме IX в., принадлежащей перу принца-трубадура Гийома X, описывается сцена, в которой кошка используется двумя женщинами в качестве инструмента пыток над плененным ими мужчиной. По заверениям автора, такая история действительно случилась с ним на одной из дорог в Оверне. Две дамы - Эрмесента и Агнесса - приняли трубадура за безвестного паломника, что изрядно позабавило принца Гийома, и он, не желая выдавать свое происхождение, притворился немым. Легкомысленные искательницы приключений, обрадовавшись, что им удалось отыскать идеального партнера для удовлетворения своих похотливых желаний, причем без всякого риска испортить себе репутацию, решили тем не менее проявить бдительность и на всякий случай проверить, действительно ли встреченный ими мужчина лишен дара речи. Для этого они посадили на спину несчастного «паломника» кошку, и та до крови исцарапала его. Несмотря на страшную боль, Гийом с честью выдержал испытание, и за его героизм ему воздалось сторицей.
       Мотив кошки, превратившейся в женщину, весьма распространен в литературе от античности до Средних веков и встречается в произведениях самых разных жанров. Так, Эзоп в басне «Кошка и Афродита» рассказывает о кошке, полюбившей прекрасного юношу. Пытаясь добиться исполнения заветной мечты, она обращается к богине с просьбой превратить ее в женщину. Та соглашается помочь, но ставит условие: забудешь о своем новом обличье и погонишься за мышью, вновь станешь тем, кем была раньше. Эта история вдохновила Лафонтена на написание аналогичной басни «Кошка, превратившаяся в женщину»: облик меняется, а характер остается прежним.

Кошка-экстрасенс.

       Кошки необычайно сообразительны, благодаря чему им нередко приписывают экстрасенсорные способности.

Кошка и религия.

       Преданная анафеме духовенством, она тем не менее порой вдохновляла строителей храмов.
       Около 700 г. изображения кошек появляются на ирландских книжных цветных миниатюрах Линдисфарне Госпельса. Но особенно много их в рукописи «Book of Kells», проиллюстрированной около 800 г. монастырскими художниками.
       Весьма любопытна и ирландская поэма, созданная неизвестным монахом в конце VIII или в начале IX века и положенная на музыку Сэмюэлом Барбером в 1953 г. В ней говорится о том, как славно живется в монастыре, если однообразие будней скрашивает присутствие кошки.
       А два века спустя, в X веке, неизвестный кельтский камнерез воздвиг в Монастер-бойсе каменный крест со сценами Страстей Христовых, в нижней части которого изобразил двух лежащих кошек: у одной в лапах — птенец, а у другой — котенок.
       В английском бестиарии XII века, прославляющем Творение Божье, кошка, помещенная в книге между кроликом и белкой, описана как животное, очень внимательно относящееся к своему окружению.
       В библейские тексты кошка не попала, вот и пришлось затем «открывать» ее заново.
       В XII — XIII веках во французских книгах кошка уже встречается достаточно часто.
       Псаломщик Жан Пюсель в «Книге молитв» Бонны Люксембургской (ок. 1345) изобразил кошку рядом с греющимся возле камина стариком. На цветной миниатюре в «Часослове» Жана д'Эврю (ок. 1325) кошка играет клубком возле женщины с пряжей.
       В парижском молитвеннике XVI века, украшенном изображениями животных, кошка представлена в виде пленницы со связанными лапами, две крысы везут ее куда-то на лодке. На другой миниатюре в той же книге гигантский тритон держит кошку за шкирку и грозит ей кнутом.

Кошка-вещунья.

       Колдунья или волшебница, она умеет предсказывать судьбу.
       Своими позами и действиями кошка предвещает будущее, объявляет о предстоящих визитах гостей, как желанных, так и непрошенных. Умываясь, кошка вытягивает лапу в том направлении,откуда надо ждать гостей. А в зависимости от того, какую часть тела она при этом лижет, можно узнать, кто придет: мужчина или женщина.
       Считается, что кошка способна также предсказать приближение длительной болезни. Когда она покидает дом, где лежит тяжелобольной, или неожиданно спрыгивает с кровати умирающего, это означает, что она чувствует скорое приближение смерти. Ко всему прочему кошка умеет предсказывать погоду. Если она, совершая туалет, поднимает лапку над ухом, жди дождя.


Энциклопедия кошки ROYAL CANIN, 2009.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.