Меню сайта        
Меню сайта

КОШКА В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ.

Первобытное искусство.

       Среди произведений древних мастеров искусства назовем два: кость, обработанная в форме профиля кошки (Атлантические Пиренеи), и наскальный рисунок в Дордоне (Габиллу), изображающий, как нам представляется, голову животного.

Египет.

        Тематическая экспозиция древнеегипетского искусства выглядит весьма внушительно.
       Помимо предметов культа, изображение священного животного можно увидеть и на так называемых остраконах, глиняных черепках, служивших древним египтянам материалом для различного рода записей. Нередко попадаются на них и рисунки. Любопытны карикатурные изображения кошек, зачастую антропоморфные (с повадками человека): например, в виде пастуха, ведущего стадо гусей, или слуги мыши-госпожи. Некоторые видят в них истоки басенного жанра.
       Для древних египтян окружающая природа представлялась таинственнным и непостигаемым миром, отсюда и великое множество амулетов, имеющих помимо сугубо утилитарной, защитной, функции и эстетическую ценность.
       Долгое время весьма популярным на египетских барельефах оставался композиционный сюжет «кошка под стулом» (с сексуальным подтекстом: когда на стуле сидела женщина).
       На одном из папирусов «Книги мертвых», датируемом 3200 г. до н.э., изображена кошка, убивающая злейшего врага бога Солнца Ра - сумеречного властелина змея Апопа. Обычно одной передней лапой она прижимает своего противника к земле, а другой замахивается мечом, приготовившись отсечь ему голову. Эта сцена символизирует победу Солнца над ночью, дабы оно могло продолжить свой ежедневный путь по небосводу.
       В период Нового Царства (1560 - 1080 гг. до н.э.) художники часто изображали кошек в гробницах фараонов. Одну из таких работ, найденную в гробнице Небамума, можно увидеть в Британском музее: используемая в качестве легавой собаки кошка охотится на птиц. Другой образец фресковой живописи находится в Долине Царей, в усыпальнице писца Нахта: сидящее под столом животное поедает рыбу.
       Символизирующая плодовитось богиня Баст, хранительница семьи и урожая, в конце 2000 г. до н.э. возводится в ранг верховного божества города Бубастиса. Представленная в начале в образе женщины-львицы, она затем превращается в женщину-кошку или просто кошку (схожее преобразование претерпел внешний вид и других львицеподобных египетских богинь - Пахт, Нут...). К солнечной символике кошки добавляется и лунная, и животное таким образом представляется воплощением женского начала.

Греко-римский период.

        Среди немногочисленных изображений кошки в искусстве греко-римского мира следует особо выделить знаменитое мозаичное панно, на котором изображено животное, схватившее утку, а также барельеф V века с кошкой и собакой.
       На мраморном надгробии, хранящемся в афинском Археологическом музее, два греческих юноши забавляются тем, что натравливают собаку на кошку. На другом памятнике уже галло-римской эпохи, найденном на Золотом Берегу, в Ализ-Сент-Рене, молодой человек держит в руках кошку.
       В музее города Бордо хранится надгробная плита, на которой изображены девочка с кошкой и петух. Изображение кошки, охотящейся на мышь, можно увидеть и на сиденье на хорах средневекового собора Св. Петра.

Средневековый период.

       В средние века кошку редко когда изображали с симпатией - репутация подвела. Среди счастливых исключений кот Тибер из «Романа о Лисе», которого можно лицезреть в центральном соборе Страсбурга, изваяние охотницы на крыс в Сен-Жермен-л,Оксеруа, в Париже, а также домашняя кошка, нарисованная у ног своих хозяев в главе «Февраль» произведения Поля Лимбура «Самые счастливые часы герцога Беррийского».
       Зато к теме связи кошки с колдовством, как это было заявлено Церковью, обращались весьма охотно: сохранилось бесчисленное множество изображений кошки, часто повернутой к зрителю задом. Ограничимся упоминанием лишь трех: литографии Ганса Тома «Ведьма» (1870), гравюры на дереве с тем же названием Эрманна Вожеля (1890) и работе Кевердо «Отправление на шабаш».
       До XV века кошка на живописных полотнах появлялась редко, да и то обычно в анекдотическом контексте, например, «Жертвоприношение Авраама» (1468 - 1484) Беноццо Гоццоли, «Исав, уступающий право первородства Иакову» Мишеля Корнелля или Луки Джордано и «Благовещение» Жана де Бира (1475 - 1518). В скульптуре кошка практически не встречается.

XVI век.

       Началом XVI века датируется несколько полотен, изображающих кошку, верный знак того, что отношение к ней постепенно начинает меняться. Альбрехт Дюрер в своей гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) показывает ее миролюбивой и нежной по контрасту со змеем. Животное еще не столкнулось со злом и не ведает о существовании собаки или мыши, ибо грех человеческий пока не нарушил земной гармонии. Изображение кошки, дремлющей у ног первых мужчины и женщины, сочли едва ли не классическим, и впоследствии оно было неоднократно повторено, в частности, на полотнах фламандских художников Франса Пурбуса Старшего и Питера Янса Санредама. У всех трех авторов рядом с кошкой соседствуют и другие животные - напоминание о том, что Адам дал им всем имена. Не раз с любовью рисовал кошку в самых различных реалистических позах и Леонардо да Винчи.

XVII век.

       На картинах Филиппа де Шампеня («Паломники Эммауса», 1602 - 1674) и Шарля Лебрена («Сон младенца Иисуса», 1655) кошка находится на передгнем плане композиции.
       Она нередко присутствует и в сцене Благовещения. Обычно безразлично относящаяся к столь волнующему событию кошка, похоже, склоняется к силам Зла. Судя по взгляду, который она бросает на окружающих в картине Тинторетто «Благовещение», автор, по всей видимости, разделял двойственное отношение большинства своих современников к этому животному.
       На знаменитом триптихе «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха кошка также связана с силами Зла ада, но выглядит при этом на редкость комично и естественно, поскольку в этом облике художник рисовал беса. Отрицательная роль кошки часто проявляется при ее изображении рядом со Святым семейством, как, например, у Бароччи (1563) или у Жоржа Пенша (1541) в «Семейном портрете», где кошка подкарауливает щегла. Символика тут достаточно хитрая и требует объяснения. Считается, что щегол особенно любит чертополох, который является напоминанием тернового венца Христа. Таким образом, кошка, которая вознамерилась напасть на птицу, связанную с образом Искупителя, представляет собой воплощение Зла, угрожающего спасению человечества.
       Можно еще назвать немало художников, которые, обратившись к теме Святого семейства, сочли нужным вставить в композицию картины кошку: Леонардо да Винчи, Джулио Романо, Вермейен, Мурильо, Рембрандт, Франс Флорис де Вринд...
       Появляется она и на живописных полотнах, рисующих празднества с участием Христа, например, у Джузеппе Маццуоли («Свадьба в Кане»), Веронезе («Пир в доме Левия») или в более традиционном образе пособника Зла в сцене Тайной вечери, где она дремлет у ног Иуды.
       Нередко всиречается и изображение соперничества собаки и кошки, представляющее собой иносказательный намек на противоборство сил Добра и Зла; например, мы видим его на фреске «Тайной вечери» (1481) в Сикстинской капелле кисти Козимо Розелли.
       Присутствие кошки в сценах после Воскресения символизирует вечную жизнь вознесшегося на небо Христа. Согласно Валериано, это животное воплощается в Луну, что означает начало и конец всего сущего.
       Живописное жизнеописание Девы Марии также зачастую позволяет прибегнуть к изображению кошки (например, картина «Явление» Теодора ван Лона).
       В картинах религиозного характера кошка встречается редко, за исключением изображения ее в монашеской келье Св. Иеронима.
       Зато, когда речь заходит о суетных житейских соблазнах, кошка тут как тут. К аллегории остроты зрения добавляется и своеобразная метафора женской красоты и земной, плотской любви: «Аллегория Зрения» (1616) Янса Санредама, «Зрение» (1666) Барента Фабрициуса, «Портрет молодой женщины с кошкой» (1525) Баккьякки, «Тщеславие» предположительно работы Питера Втеваля.
       Кошка может также служить иллюстрацией быстротечности времени, краткости земных удовольствий: «Дети, играющие с кошкой» Жана Минса Моленэ, «Удар кошачьей лапы» Прюдона, «Милосердие» Корнелиса ван Харлема.
       Воображаемый мир средневекового зверинца породил вместе с тем и представления о райских концертах в исполнении животных. Тема получила особую популярность у фламандских художников: «Кошачий концерт» Давида Тенье Младшего, гравюра Яна Брейгеля, на которой кошки заменяют ноты на музыкальной партитуре.
       Рисовали кошку и в период расцвета барокко, в том числе и великий Рембрандт - офорт «Святое семейство».
       После того, как кошка стала привычным домашним животным, в том числе и для граждан средних классов, она все чаще и чаще появляется на живописных полотнах и гравюрах, посвященных сельской жизни: Жак Калло, Абрахам Босс, уже упоминавшийся выше Давид Тенье Младший с «Кошачьим концертом», Якоб Йорданс. У последнего она становится «завсегдатаем» деревенских попоек.
       Герард Терборх включает кошку в композицию картины «Семейство точильщика», а Веласкес - «Прядильщиц» (ок. 1657), причем многие их современники усмотрели в изображенном животном своеобразный символ свободы. Возможно, так оно и есть, ведь неслучайно на выставленной в Салоне в 1798 г. гравюре Пьера Поля Прюдона возле Свободы, попирающей цепи Рабства, также появляется кошка.

XVIII век.

       У эпохи Просвящения свои кошки. Ватто рисует их преисполненными грации и нежности. У Шардена лишь в «Прачке» мы видим похожее, идиллическое изображение животного, в других его работах оно выглядит хитрым и жуликоватым.
       Художники XVIII века вновь рисуют кошку-охотницу по соседству с дичью (Франсуа Депорт, Жан-Батист Удри, Жиль Кольсон). Луи Ленен изображает ее лежащей у огня в мирной, уютной позе.
       Швейцарец Готтфрид Минд (1768 - 1814) недаром получил прозвище «кошачий Рафаэль»: он просто души не чаял в этих домашних животных и не только постоянно рисовал их, но даже вырезал из древесины каштана. А вот в полотнах Франсуа Буше, Жана-Оноре Фрагонара или Мориса Кантена де Ла Тура кошка - не более чем одна из деталей фона.
       В целом за редкими исключениями европейское искусство XVIII века изображало кошку вполне традиционно, в соответствии с устоявшимися представлениями о ней, то есть жиликоватой, любящей хорошо поесть и обычно возлежащей на подушечке или на руках хозяйки.

XIX век.

        XIX век радует нас изобилием «кошачьих» портретов, тут и «Жюли Мане» Пьера Огюста Ренуара, и «Смерть свиньи» Луи Леопольда Буальи, и «Мисс Мэй Белфор» Тулуза-Лотрека, и «Мастерская художника» Густава Курбе и множество, множество других.
       Помимо знаменитой «Олимпии» с черной кошкой Эдуард Мане написал и «Кошек Шамфлери»: двух великолепных животных (белого и черного цвета), освещенных лунным светом. Исторической правды ради уточним, что белая кошка, ласковая и меланхоличная, принадлежит кисти Жерико.
       На известном полотне Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» два котенка в центре предстают воплощением невинности.
       Рисовал кошек и Морис Дени, например на картинах «Полдник» (1919) и «Дань уважения Сезанну».
       А некоторые художники XIX века, иногда именующиеся «буржуазными» или «мещанскими», чуть ли не полностью посвятили свое творчество изображению горячо любимого ими домашнего животного. Мы насчитали 182 европейских хидожника-анималиста, среди них Филипп Руссо («Нежданный гость», 1850) и Луи-Эжен Ламбер («Семья кошек», 1887) из Франции, а также Шарль ван ден Эйкен из Бельгии.

XX век.

       Кошки по-прежнему остаются в фаворе у художников. А такие произведения, как «Клетчатая блузка», «Белая кошка» и «Девочка с кошкой» Пьера Боннара, демонстрируют с неожиданной стороны пластику животного, выявляют новые грани его образа. Кошки в живописном мире Балтуса («Митсу», «Сорок образов», «Кошка Средиземноморья») способствуют созданию излюбленной художником особой, эротической, атмосферы.
       Не менее важную роль играет кошка на удивительном полотне «Портрет Пьера Лоти» Дуанье Руссо (или Эдмона Ашиля Франка), которая добавляет акцент наивности и чистоты во всей этой работе. Большой любитель кошек Теофиль Александр Стейнлен (1859 - 1923) за свою жизнь нарисовал их великое множество: всех пород, всех расцветок и в самых разных ситуациях. К слову сказать, он участвовал и в создании интерьера знаменитого парижского кабаре «Черный кот»
       Японец Фудзита (1886 - 1968) любил рисовать себя с кошкой на плече («Автопортрет», 1928, Национальный центр современного искусства имени Жоржа Помпиду), а затем дополнять свои литографии каллиграфическим письмом, присущим Дальнему Востоку.
       Фернан Леже, певец современного индустриального мира, создавая портрет своей возлюбленной, дополнил его изображением книг и кошек - «Женщина с кошкой» (1921). Франсис Пикабиа, Марк Шагал («Париж из окна»), Сальвадор Дали и Пабло Пикассо («Кошка, пожирающая птицу») также охотно рисовали кошек.
       Кстати, только в XX веке кошки вошли в живопись со своими кличками: «Рапину» Сюзанны Валадон, «Лулу» Воллара, «Сита» Сесилии Бо.
       Искренне любящая этих животных Леонора Фини изображала их как «полноценных личностей»: красивых, наделенных особым шармом, естественных в своих движениях и поступках, невинных и в то же время необычайно чувственных, а главное - абсолютно свободных в мире, где границы между людьми и животными весьма зыбки и условны. По словам художницы, ее тянуло к кошке по той простой причине, что это «совершенное и самое прекрасное существо из всех существующих на земле». Неслучайно, героини многих из полотен напоминают сфинкса: женщину с туловищем кошки.
       Все созданные ею костюмы, маски, декорации для театральных постановок или танцевальных номеров («Ночные девушки», балет Ролана Пети, 1948) в той или иной мере вдохновлены образом ее животного-фетиша. Беззаветную любовь к нему она сумела передать и своему другу Станислао Лепри («Удар молнии», 1972; «От неизвестного отца», 1975).
       Современная живопись фантастического жанра часто обращается к образу черных пантер или кошек как к символу женственности. На полотне «Портрет кошки» немецкого художника Карла Рерига (1980) голова кошки окружена перьями и засушенными цветами, причудливое сочетание которых напоминает диковинную женскую прическу.


Энциклопедия кошки ROYAL CANIN, 2009.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.