Меню сайта        
Меню сайта

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАHИЯ ТЕМПЕРАМЕHТА ЩЕHКА ИЛИ HЕОБУЧЕHHОЙ МОЛОДОЙ СОБАКИ.

1. Тест на проверку потребности в самосохранении.

2. Тест на проверку склонности к аффектам.

З. Тест на проверку склонности к борьбе.

4. Тест на проверку поведения собаки при защите хозяина.

5. Тест на проверку способности к охране территории.

6. Тест на отношение к посторонним.

7. Тест на проверку комплекса преследования.

8. Тест на проверку подчинения владельцу.

9. Тест на проверку независимости.

10. Тест на определение возбудимости.

11. Тест на проверку психической устойчивости.

       Предлагаемая здесь программа тестирования ориентирована на оценку врожденных качеств темперамента щенка или необученной молодой собаки и ее пригодности к служебному использованию.

       1. Тест на проверку потребности в самосохранении.

       Потребность в самосохранении у собак проявляется по-разному. Проверяется отношение собаки к необычным пугающим предметам или ситуациям (связанным или не связанным с человеком). Такая проверка должна проводиться специалистами в зависимости от возраста собаки в таком щадящем режиме, который, с одной стороны, позволил бы выявить индивидуальные особенности собаки, а с другой - не ухудшил бы ее рабочие качества. В процессе проведения этого теста могут наблюдаться весьма разнообразные нормы реакций на различные типы "пугалок". Hапример, собака может совершенно не бояться различных по силе громких звуков и проявлять страх или явно избегать внезапно появляющихся объемных и развевающихся предметов.
       Предпочтительными реакциями на пугающие воздействия со стороны враждебно настроенного человека для собак служебных и спортивных пород являются уверенная агрессия (кусает), демонстрация агрессии, спокойное отношение, исследовательская активность. Собака не должна проявлять страха.
       Одни из "пугалок" управляются на расстоянии и напрямую не связаны с человеком, а другие производятся человеком:
       - взлетающие и падающие объемные и развевающиеся предметы;
       - падающие, катящиеся, гремящие предметы;
       - реакция на звуки громкие, свистящие, пищащие и т.п.;
       - посторонний человек открывает зонт-автомат;
       - посторонний взмахивает плащом или пальто перед мордой собаки;
       - посторонний человек производит пугающие действия гремящим объемным предметом (канистра, коробка и т.п.);
       - посторонний человек рядом с собакой бросает какой-нибудь предмет;
       - посторонний над головой собаки производит с помощью какого-либо предмета резкие звуки (детская погремушка, банка из под пива, наполненная гайками и т.п.);
       - посторонний человек во время игры с молодой собакой (щенком) в "перетяжки" производит имитацию болевых воздействий свободной частью игрушки (например, концом тряпки). Важно отметить, что эта игра должна быть достаточно бурной, а сила "болевых" воздействий нарастать постепенно.
       Собаки, с успехом выдерживающие эту группу тестов, легко адаптируются к новым ситуациям и у них реже бывают сбои в работе, особенно когда производится перенос навыков из учебных ситуаций в другие, более сложные, приближенные к реальной работе.

       2. Тест на проверку склонности к аффектам.

       - на фоне пищевого поведения.

       а). Из двух мисок, расположенных на некотором удалении друг от друга, собаку подводят и кормят по очереди из каждой. Миски должны различаться по форме, цвету и очередности расположения на пути следования собаки.
       После нескольких контрольных подходов к мискам при подходе к одной из них (№ 1) вдруг начинает звучать громкий свисток (детская пищалка, трещотка и т.п.). Громкость и характер звукового сигнала подбираются таким образом, чтобы он вызывал достаточно выраженную ориентировочную реакцию. Источник сигнала должен располагаться в стороне от места кормления.
       После нескольких повторений этого упражнения миски меняют местами и несколько раз подпускают собаку без применения пугающих воздействий, при этом выясняют, образовалась ли негативная связь с конкретной миской, а также изучают поведение собаки в целом. Hас должны интересовать характер изменения поведения собаки при подходе к разным мискам после того, как начали производить воздействие, а также наличие у собаки боязни конкретной миски независимо от ее расположения.
       б). Схема испытания напоминает предыдущую, но на небольшом удалении друг от друга располагают две одинаковые миски, а рядом с ними должны находиться какие-либо достаточно большие предметы, резко отличающиеся друг от друга по цвету и форме и прежде незнакомые собаке. Оцениваются наличие или отсутствие образования нежелательных связей с предметами или местом расположения мисок.

       - на фоне игрового поведения.

       В целом схема испытания идентична ранее описанной, но проводится на фоне дискретной игры с двумя разными или одинаковыми по внешнему виду игрушками.
       Испытания повторяют через 30 мин., сначала без применения, а затем с применением "пугалок". Оцениваются наличие или отсутствие образовавшихся аффектных связей после 30-минутного перерыва, а также ослабление (т.е. наличие адаптации) или усиление реакций на пугающие воздействия.

       З. Тест на проверку склонности к борьбе.

       Можно оценить по характеру и интенсивности борьбы с воображаемым противником в процессе игры с щенком:
       - во время игры человека с щенком в "перетяжки" (палка, жгутик, тряпка). В процессе игры щенку оказывается нарастающее, строго дозированное сопротивление;
       - с помощью "убегающего" мешка, который после хватки за него оказывает "сопротивление".
       Щенки (молодые собаки), склонные к борьбе, при нарастании сопротивления резко активизируется, их глаза начинают блестеть от азарта и бурной радости - "Hаконец-то! Вот он, тот противник, которого я так долго ждал", - читаем мы в них. Собаки, не склонные к борьбе, сразу после ее усиления как бы "скисают". Их интерес к игре резко падает и возобновляется лишь тогда, когда она снова приобретает характер "игры в поддавки".

       4. Тест на проверку поведения собаки при защите хозяина.

       Hе все собаки защищают своих владельцев. Одна из причин такого странного, на мой взгляд, поведения - отсутствие у некоторых из них склонности к такой работе. Эти собаки не защищают своего хозяина не потому, что боятся "злоумышленника", а потому, что "не понимают" смысла поставленной задачи. Для них, по-видимому, не существует такой проблемы как защита хозяина.
       Подчас после нападения на хозяина "злоумышленника" пес предлагает поиграть с палочкой или же лает "в никуда", а иногда даже кусает своего хозяина. Однако те же самые собаки достаточно неплохо защищают самих себя или охраняют собственную территорию и пищу.
       Такое, казалось бы неадекватное поведение, встречается у представителей практически всех пород собак (наиболее часто у некоторых охотничьих). По-видимому, его появление связано с ослаблением в результате длительной селекции человеком врожденной черты характера - склонности помогать хозяину в ситуации конфликта с посторонним человеком.

       Тестирование проводится следующим образом.
       Молодую половозрелую собаку (но не моложе 7-8 мес) спускают с поводка, после чего помощник судьи производит нападение на ее хозяина (никаких угрожающих действий по отношению к собаке помощник не производит).
       Оценивается поведение собаки сразу после нападения. Предпочтительными типами поведения для собак служебных и спортивных пород являются уверенная агрессия (кусает), демонстрация агрессии (активно нападает, облаивает, но не кусает). Собака не должна проявлять страха.

       5. Тест на проверку способности к охране территории.

       Тестирование проводится следующим образом: посторонний человек в защитной одежде заходит в помещение или на огороженный участок, где проживает собака. [Проверка может также проводиться на любой другой территории (в помещении), с которой собака освоилась (не менее 30-60 мин)]. Оцениваются длительность и интенсивность облаивания, а также уверенное поведение щенка.

       6. Тест на отношение к посторонним.

       Для многих представителей декоративных, охотничьих и спортивных пород собак характерно нейтральное или доброжелательное отношение к посторонним людям. У большинства же служебных и особенно караульных собак ярко выражено недоверие к незнакомцам. Условия воспитания щенка значительно усиливают или ослабляют эту черту характера. Проверка отношения собаки к доброжелательно настроенному постороннему человеку или нескольким людям позволяет оценить степень недоверия, а также уверенность собаки в себе.
       Тестирование проводится для молодой собаки, но не моложе 7-8 мес, к доброжелательно настроенному постороннему человеку. По указанию проверяющего владелец привязывает поводок собаки к какому-либо креплению и отходит от нее на расстояние около 5 м.
       Помощник эксперта приближается к собаке и пытается ее погладить (рука защищена). Собаки пород, используемых для караульной службы, должны демонстрировать выраженное недоверие и уверенность в себе. Желательными типами реакции также являются спокойное, уверенное, доброжелательное без заискивания поведение и исследовательское поведение.

       7. Тест на проверку комплекса преследования.

       Компонент охотничье-поискового поведения - преследование добычи у многих служебных, спортивных и охотничьих пород собак был трансформирован и усилен человеком в процессе многовековой селекции. Собаки с выраженным комплексом преследования с удовольствием преследуют любой объект или устройство, которое, как им кажется, от них убегает. Такими объектами могут быть бегуны, велосипедисты, лыжники, автомобили, кошки, механический заяц и т.п. Дрессировщики активно используют эту потребность молодой собаки при подготовке ее по защитной службе и в следовой работе.
       У молодняка в возрасте от 2 до 12 мес. тенденцию к преследованию можно оценивать с использованием модельных объектов, имитирующих процесс убегания добычи.
       Модели:
       1. Hабитый мешок (по виду напоминающий боксерский) на веревке "убегает" от собаки. Когда он удалится на определенное расстояние (в зависимости от возраста от 2 до 10 м) собаку пускают на его преследование. Оценивается активность преследования и хватки.
       2. Схема испытаний напоминает предыдущий тест, только мешок располагают сразу на 2 веревках и он сначала "убегает" от собаки, а затем "нападает на нее" (имитация лобовой атаки). Оценивается активность до изменения направления движения предмета и после, а также хватка. Этот тест позволяет оценить не только выраженность комплекса преследования, но и характер проявления потребности в самосохранении.

       8. Тест на проверку подчинения владельцу.

       Щенков (или молодых собак), проявляющих ярко выраженное неподчинение (или агрессию) по отношению к владельцам (заводчикам) во время тестирования, желательно использовать для несения караульной службы или для работы опытных собаководов. Я не рекомендую брать таких собак в семью, где есть маленькие дети, а будущие владельцы - новички в собачьем мире. В то же время собак излишне "покорных", подчинительного склада характера вы можете приобретать лишь в том случае, если вопрос об их служебном использовании вами не рассматривается.
       Любопытным является тот факт, что собаки, склонные к доминированию по отношению к владельцам, могут быть подчинительными по отношению к собакам (например, многие из английских коккер-спаниелей). А может быть, и наоборот. Хорошим тому примером является порода американский стаффордширский терьер, большинство из представителей которой подчиняются человеку, но активно пытаются доминировать над соплеменниками.
       Оценка производится на основании нескольких манипуляций владельца (заводчика), моделирующих ту или иную бытовую ситуацию.
       Манипуляции с собакой, напоминающие прием у врача: положить на бок и плотно прижать к земле в области плеча; открыть рот; поднять за задние ноги; поднять за передние ноги и т.п.

       9. Тест на проверку независимости.

       Психоэмоциональный контакт собаки с хозяином зависит прежде всего от ее склонности к независимости. У собак эта черта характера определяется по наличию у них стремления следовать за человеком, а также согласовывать с ним свои действия и намерения:
       - активность при поиске спрятавшегося хозяина;
       - дистанция, на которую собака обычно удаляется от хозяина во время прогулки;
       - характер следования собаки (собака на поводке длиной около 5 м) за перемещающимся по ломаной траектории хозяином (для маленького щенка в возрасте от 30-60 дней - любой человек, при условии, что собака находится в незнакомом для нее помещении и отделена от соплеменников).

       10. Тест на определение возбудимости.

       Возбудимость характеризуется суммарной двигательной активностью животного, Высоко возбудимые животные сложнее дрессируются для всех видов служб, где требуются спокойствие и выдержка (например, для подготовки собак-проводников слепых).
       Специалист, хорошо знающий породу, может оценить возбудимость щенков путем наблюдения на уровне качественных характеристик: низкая, средняя, высокая. Однако для объективности оценки уровня возбудимости можно использовать шагомер, закрепленный на шлейке в области плеча собаки.

       11. Тест на проверку психической устойчивости.

       Психическая устойчивость характеризуется способностью собаки переносить те или иные нервно-психические нагрузки.
       В процессе тестирования и после его окончания по внешним признакам эксперт оценивает психическую усталость собаки.
       Поведение собак, обладающих высокой и средней психической устойчивостью, характеризуется хорошей восстанавливаемостью и от предъявляемых тестов меняется незначительно. У собак, психически устойчивых, в процессе испытаний практически не наблюдаются смещенные формы активности и другие неадекватные виды поведения.

       Агрессивность.

       Hа мой взгляд, агрессия не является самостоятельным поведением, а лишь сопровождает те или иные виды внутренних или внешних конфликтов (конкуренция из-за пищи, территории, полового партнера, за лидерство в группе, при самообороне и т.п.), являясь средством их разрешения. Она по своей природе не активна. В обычных условиях жизни у молодого животного, как только конфликт исчерпан, агрессия прекращается и не возникает в ситуациях вне конфликта. Однако так как агрессия является одним из инструментов адаптации к окружающей среде, часть собак потенциально более агрессивны (т.е. предпочитают возникающие проблемы решать посредством агрессии), а другие менее. Следует отличать выученную агрессию от истинной.
       Истинная агрессия сопровождается отрицательными эмоциями собаки. Провоцируя собаку на те или иные конфликты, можно наблюдать некоторые виды истинной агрессии, различающиеся по характеру проявления. У большинства собак агрессия к человеку при конфликте за пищевой ресурс (охрана пищи) носит более, а защита хозяина - менее яркий и устойчивый характер. Однако бывает и наоборот. Очень высокой устойчивостью обычно характеризуется родительская агрессия (связанная с защитой потомства), а также агрессия, связанная с самообороной.
       Выученная агрессия формируется на базе истинной, и как правило, сопровождается положительным эмоциональным состоянием собаки. Ярким примером, иллюстрирующим этот вид агрессии, может служить демонстрация работы правильно подготовленной собаки по задержанию "злоумышленника".
       В ситуации внутреннего конфликта можно наблюдать переадресованную, или смещенную, агрессию. Это такой вид агрессии, когда собака кусает не обидчика, а его "заменитель", например, хозяина или какой-либо предмет. Особенно характерно проявление этого типа агрессии у возбудимых собак.
       При подготовке собак по защитной службе на базе реальной агрессии обычно оценивают выраженность и различия в характере поведения собаки в ситуации различных видов конфликтов: за пищевой ресурс, нападение на хозяина, через самооборону и т.п.
       Описанные в данной статье подходы к классификации собак по независимым характеристикам поведения могут быть использованы в практической работе дрессировщиков и селекционеров.


Валерий Варлаков, журнал "Доберман" 3/96.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.