Во все времена люди изображали животных, которых видели вокруг себя. Наскальные рисунки доисторического
периода, древние предметы быта, произведения скульптуры и живописи свидетельствуют о важной роли собаки в жизни и сознании человека. Собака не только
сторожила жилище человека, охотилась вместе с ним и сопровождала его в странствиях, но, как верили наши предки, еще и охраняла врата подземного царства,
провожала умерших в загробный мир. Кроме того, для одних она служила символом бдительности, верности и послушания, а для других являлась проклятым животным,
связанным с силами зла и смерти. Собаку часто изображали на гербах, монетах и на почтовых марках.
Среди множества рисунков и статуэток животных, которые находят при археологических раскопках, естественно,
немало и изображений собак. По ним легко представить, какое место в человеческом обществе занимала собака в различных странах в ту или иную
историческую эпоху, причем отношение к ней порой менялось до прямо противоположного: на смену покорной исполнительнице хозяйской воли приходит
небожительница. Древнейшим экспонатом своеобразной картинной галереи считается наскальная живопись в пещере Куэва Вьеха в Испании
(ок. 10 тыс. лет до н.э.): на огромном «полотне» изображена собака, которая, судя по всему, перерезает оленю путь к отступлению.
Собака в пантеоне.
Самым ярким примером обожествления собаки является египетский бог Анубис с головой то ли собаки,
то ли шакала, упоминания о котором встречаются начиная с XIX династии (ок. 1200 лет до н.э.). Поскольку по ночам бездомные животные нередко забредали
в некрополи, Анубиса возвели в ранг бога мертвых. Он играл важную роль в погребальном ритуале и подготовке тела покойника к погребению, в частности
считался покровителем бальзамировщиков.
Фивы, Долина царей. Царская усыпальница с раскрашенными предметами мебели и канопами - сосудами для хранения внутренностей
бальзамированного покойника. Бог мертвых Анубис склоняется над мумией фараона.
Тунисские собаки. Мозаика, III век. Кожис, Париж.
С почтением относились к животному и древние греки. Согласно их мифологии, первую собаку выковал бог
кузнечного дела Гефест. Божественное происхождение собаки ставило ее в привилегированное положение в животном мире.
И в труде, и на войне...
С незапамятных времен собака служила человеку. Поскольку в древности на Ближнем Востоке ее использовали
в основном для самых тяжелых и грязных работ (недаром за 2000 лет до н.э. клинописные знаки собаки и раба были одинаковыми), постепенно она
превратилась в незаменимую и верную помощницу.
На всех или почти всех старинных изображениях охоты рядом с людьми мы обязательно видим собаку,
например: в сцене травли крупных хищников молосскими псами, украшавшей городские стены неолитического поселения Чатал-Хююк в Турции, или в сценах охоты на
антилоп и газелей в Египте еще до правления фараонов XVIII династии.
Часто обращались к охотничьей теме и античные художники Греции и Рима, чьи работы позволяли полюбоваться уже
быстроногими собаками - гончими, появившимися в результате увеличения количества пород и их специализации.
Самой знаменитой сторожевой собакой в древние века, несомненно, был Цербер (Кербер), охранявший, согласно
греческой мифологии, вход в Аид - царство мертвых. Специально обученные собаки помогали евнухам в гаремах Древнего Востока. Мозаичный цепной пес (I век н.э.)
украшал вход одного из домов в Помпеях; Cave canem («Беригись собаки!») предупреждала гостей находившаяся рядом с ним надпись.
Немало пришлось потрудиться собакам и на полях сражений. В Древнем Риме даже существовали собачьи
«отряды специального назначения»: одни отвечали за неприкосновенность тыла, другие шли в атаку, третьи обеспечивали связь между отдельными частями
императорского войска. Участь последних животных была особенно незавидна: бедняг заставляли проглатывать депеши, а по их прибытии на место им
вспарывали живот.
На Дальнем Востоке (ок. 1000 лет до н.э.) использовали месопотамских и, в первую очередь, молосских
собак, применявшихся для поимки беглых рабов. Неслучайно на дверях буддийского храма в Санчи Топе в Индии нашлось место для боевых молосских псов.
Собаку впускают в дом.
Что и говорить, у большинства древних собак была поистине собачья жизнь! Однако сохранились свидетельства
и уважительного к ним отношения. Так, в Египте в эпоху Нового Царства (XVI - XI вв. до н.э.) за убийство собаки и даже жестокое обращение с ней
виновному грозил суд. Античные художники изображали собаку ближайшим другом человека; особый ее статус запечатлен и в работе безымянного
ассирийского скульптора времен Ашшурбанипала «Отдых юного сатира», хранящейся ныне в Лувре в Париже. И все-таки первым серьезным доказательством того,
что собака входит в дом человека, становясь членом его семьи, служит галльская терракотовая скульптура, созданная ок. 50 г. н.э.: на ложе
нежно обнимается парочка, а у них в ногах сладко спит собака. Абсолютно современное по духу и отношению к домашнему животному произведение!
Энциклопедия собаки ROYAL CANIN, ООО «Издательская группа ЖИЗНЬ», 2006.
При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.