Меню сайта        
Меню сайта

СОБАКА В ЖИВОПИСИ.

       Еще на заре человеческой цивилизации собака становится, как принято говорить, верным спутником человека: уже ок. 4500 лет до н.э. ее изображают в наскальной живописи. Разумеется, дичь сильнее подстегивала воображение первобытных художников, однако не забывали они и про четвероногих помощников охотников, но представляли их совершенно непохожими ни на одну современную породу собак. Лишь в живописи Древнего Египта у собак начинают появляться знакомые черты.

Страж жилища - в Римской империи.

       В Римской империи роль собаки в обществе стабилизируется. Она становится в полном смысле домашним животным: стережет имущество и помогает на охоте, всегда готовая исполнить любое приказание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Большинство собак - это могучие, грозные молосские псы, и близко не подпускающие к дому чужаков.

Охотница - в Средние века.

       На долгое время, вплоть до Средневековья, художники словно забывают о существовании собак, и те лишь изредка «забегают» на их полотна. Вполне возможно, виной тому стал сложившийся в обществе малопривлекательный образ агрессивных, вечно голодных, а потому крайне опасных бродяг, пожирающих падаль. Недаром у мусульман собака считалась нечистым животным, символизирующим силы зла и смерти.
       Однако у большинства людей отношение к собаке стало постепенно меняться: все-таки долгое сотрудничество на охоте не могло не сказаться, она вновь замелькала на картинах и гравюрах, правда, чаще всего в своре. Художники любили изображать сцены охоты королей в сопровождении нескольких собак, хотя в действительности численность королевских стай порой достигала 1000 животных.
       Несмотря на то что живопись стала намного реалистичней, далеко не всегда можно догадаться, собака какой породы послужила моделью художнику. Возможно, это были помеси. Каждый тип собак имел свою специализацию. Гончие псы использовались только для нахождения и преследования зверя. Относящиеся к ним породы схожи по внешнему виду и отличались главным образом окрасом: черные собаки св. Губерта, белые королевские гончие, бретонские багряные гриффоны и серые гриффоны Людовика Святого. По названиям можно судить об их происхождении. Легавые участвовали в соколиной охоте, до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.

Эпоха Возрождения: начало сближения.

       В конце Средневековья на живописных полотнах собака уже представлена другом человека (собака-компальон). Небольшие по сравнению с охотничьими псами левретки и прочие карликовые собаки ластятся к своим хозяйкам, развлекают их, нежатся у ног или на коленях, благосклонно принимая от человека проявления нежности и любви. Вот уж действительно, на изображения собак художники Ренессанса не скупились! Каких только их не увидишь на картинах XVI века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток благородных дам и девиц до более внушительных размеров псов, сопровождающих господина.
       Собака и человек становятся ближе друг к другу. Типичная сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся на пир гостей, собака уплетает объедки с праздничного стола. Отныне к собаке относятся как к настоящему товарищу, и художники всех стран наперебой рисуют ее. Например: Венеция, канал, женщина в гондоле ласкает болонок, удобно устроившихся на подушечке. Разумеется, остается в чести и охота. Причем различные типы собак - гончие, легавые - выделяются на картинах все отчетливей.

Эволюция пород с XVII века до нашего времени.

       Начиная с XVII века количество пород значительно возрастает, что опять-таки, во всяком случае вначале, было связано с охотничьей деятельностью: разнообразие дичи и способов охоты на нее влекло за собой и необходимость специализации собак. Тем не менее, к концу века интерес к охотничьим собакам несколько угас, что привело к появлению более мелких собак, таких, например, как кинг-чарлз-спаниель, полюбившийся сильным мира сего.
       Со временем любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна или, по крайней мере, помещали их на видное место. А отдельные художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, т.е. стали анималистами, например, Франсуа Депорт (1661 - 1743), официальный художник Людовика XIV, Пауль де Вос (1595 - 1678), Жан-Батист Удри (1686 - 1755).
       Поражает реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно срисованы с натуры. Порой даже кажется, что иные картины были специально созданы для увековечения памяти животного.
       В XIX - XX веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изобразжения четвероногих любимцев склоняется к сентиментальности. Любовь к животным со стороны художников и всего общества растет из года в год.
       Последователи же абстрактного искусства стали воспринимать собаку скорее как некий символ, и определить породу животного по их полотнам не представляется возможным. Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения для всех мастеров живописи.


Энциклопедия собаки ROYAL CANIN, ООО «Издательская группа ЖИЗНЬ», 2006.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.