Меню сайта        
Меню сайта

СОБАКА В СКУЛЬПТУРЕ.

       В ходе своей эволюции первобытный человек ощутил потребность выразить свои чувства, порождаемые окружающим миром - так зародилось искусство. Вначале он просто рисовал на стенах пещер все, что видел, накладывая краски на камень. Затем изобрел керамику и открыл для себя скульптуру. Разумеется, животные нередко становились героями его творчества. А поскольку они вызывали одновременно страх и уважение, то вскоре превратились в объект религиозных культов.

Доисторическое искусство.

       Первые скульптурные изображения собак появились в виде глиняной утвари. Выполненные в строгом, лишенном всякого украшательства стиле, они, без сомнения, выражали стремление их авторов передать точный облик животного, помогающего человеку и на охоте, и при охране стада, и в повседневной жизни. У терракотовых собак неестественно раздутые животы и короткие лапы.

Искусство доколумбовой Америки.

       Искусство коренных жителей американского континента до его открытия Колумбом оставалось довольно примитивным. Никто и не пытался представить собаку такой, какой она была на самом деле, ей лишь придавали черты божества, которое она воплощала. Скульптура становится выражением духовного и мистического мира, эта тенденция достигнет эпогея в античную эпоху.

Египет: стилизованный символ.

       Египтяне почитали многих животных, в том числе и собаку, считавшуюся земным воплощением бога Анубиса, а иногда и Тота. В своих стилизованных и тщательно выполненных работах древние мастера старались подчеркнуть какую-нибудь характерную черту изображаемого животного, сохраняя при этом присущий ему и сразу узнаваемый облик, причем чаще всего источником вдохновения им служили гончие пустынь. Хранящаяся в Лувре известняковая статуэтка, пастушья собака в ошейнике, - яркий тому пример. Сцены охоты или собачьих бегов нередко встречаются на барельефах.
       Изображения собак украшают могильники и некрополи. Так, на саркофаге фараона XVIII династии Анубис представлен в образе лежащей собаки, правда, почему-то с лисьим хвостом. Парные скульптуры собак у входа в египетские храмы символизируют неустанную заботу властелина о своем народе.

Азия: собака - лев.

       В этой части света к собаке относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то... кулинарным блюдом. У дверей большинства китайских храмов и дворцов посетителей встречает пара собак-львов, по всей видимости, внешне напоминающих некогда обитавших в этих краях молосских псов. Даже на бытовых предметах, украшенных резьбой, собака не похожа на саму себя, ее облик шаржирован и частично спрятан за различными «завитушками».

Скульпторы-анималисты Ассирии.

       Многочисленные скульптурные изображения животных выполнены ассирийскими мастерами на высочайшем уровне. Для них источниками вдохновения служили вера в богов и преклонение перед культом царей. Собак, как правило, изображали либо в гордом одиночестве, причем, надо сказать, с поразительной достоверностью, либо в сценах охоты или просто вместе с хозяином.

Геометрический стиль Древней Греции.

       Ближе стоящие к нам по времени творения скульпторов Древней Греции выполнены в так называемом геометрическом стиле. Тщательно и четко очерченные фигуры людей и животных почти реалистичны. Правда, статуэтки собак попадаются редко, что, впрочем, неудивительно, т.к. животное в те времена уже не находилось в фаворе и к божествам не причислялось.

Фантастические образы Средневековья.

       В Средние века искуусство погружается в мир фантазии и символов. Сюжеты произведений черпаются в основном из религии и основываются на теме борьбы добра и зла. Собака в них - случайная гостья, и ее изображение носит большей частью декоративный характер.
       С приходом эпохи Возрождения художники и скульпторы погружаются в изучение анатомии и морфологии, увлекшись поиском идеальных пропорций. Излюбленным их животным-моделью становится лошадь, а собаки отходят на второй план.

C XVII века до нашего времени.

       Долгое время, хотя скульпторы и изображали собаку, но, скорее, в плане эскиза, она пребывала где-то на задворках подлинного искусства. И лишь начиная с XIX века художники-анималисты делают ее одним из главных героев своего творчества. Например, французский скульптор и живописец Антуан-Луи Бари (1795 - 1875) работал в бронзе, точно передавая все детали строения тела животных, для чего даже посещал анатомический театр. И по-прежнему главное место он отводил охотничьим собакам.


Энциклопедия собаки ROYAL CANIN, ООО «Издательская группа ЖИЗНЬ», 2006.

 

При копировании материала активная ссылка на сайт обязательна.